О Ганеше

Титул Ганеша был присвоен второму сыну Шивы, когда он стал хранителем (или владыкой) всех Ганов – войска Шивы. Любое поклонение начинается с обращения к Ганеше, к нему обращаются с просьбой устранить препятствия в начале любого предприятия — путешествия, постройки дома, создания книги и даже написания обычного письма.

Ганеша изображается приземистым, с большим животом, четырьмя руками и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает анкуш (стрекало), что символизирует его способность ускорять стремление его почитателей к духовному развитию; пашу (аркан) — удерживает, оберегает от преждевременных и неосознанных поступков и, иногда, раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте "наделения дарами", однако чаще всего она держит ладду — сладкий шарик из гороховой муки, что указывает на то, что его благосклонности легко достичь. Его небольшие глаза сияют, словно драгоценные камни. Он восседает на крысе (или же она его сопровождает). Когда-то крыса была демоном, но Ганеша обуздал его и сделал своей ваханой (ездовым животным). Этот демон символизирует суетность и дерзость. Таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.

Ганеша представляет Пранаву "Om". Связь с Омкарой прослеживается в самом его образе: если посмотреть на Пранаву ОМ, то видны четыре линии в виде витков, самая длинная из которых напоминает один клык Ганеши (экаданта), и хобот – это изогнутая линия У. Также символом Ганеши считается свастика, которая тоже символизирует вращение.

Сейчас сложно найти традицию, в которой не почитался бы Ганеша. Все ритуалы начинаются с его почитания. Он дарует знания, устраняет препятствия. Ганеша — очень милостивое Божество. 

Гаджабели Гаджакантхарнатх.jpg

Натхи верят в то, что Ганеша стал великим Натха Йоги. Когда Горакшанатх во время своей ятры (странствия по мирам) явился на Ганеша-локу, Ганеша получил посвящение от Горакшанатха и долгое время практиковал йогические созерцательные техники. 

После продолжительной садханы Ганеша обрел образ йогина Гаджакантхарнатха, который стал одним из девяти великих Натха Йогинов. Он покровительствует всем натха йогинам и помогает им в садхане. 

День рождения Ганапати, большой праздник Ганеша-чатуртхи, празднуется раз в год в августе-сентябре.  


Гуру Йоги Матсьендранатх о том,
какую связь Ганапати может иметь именно
с йогическим опытом.

Мы знаем, что есть огромное количество форм Ганеши, все они по-своему очень значимы, и могут приносить разные блага для тех, кто выполняет их садханы. Также существует масса связей разных форм Ганеши с теми или иными проявлениями Шивы, разными проявлениями единой вселенской Шакти.

Ганеша смягчает негативные влияния Кету, устраняет множество препятствий, дарует знания, успехи в садхане и во многих начинаниях. На эту тему вы сейчас можете найти много информации. Однако Ганеша играет большую роль и для тех, кто идет йогическим путем. В "Ганешатхарва-ширше" говорится:

त्वं मूलाधारस्थितोऽसि नित्यम् ।

त्वं (Ты, т.е. Ганеша), स्थितोऽसि (являешься тем, кто находится), नित्यम् (постоянно) в मूलाधार (муладхара-чакре).
Т.е., благодаря почитанию Ганеши йогин способен пробудить Кундалини-шакти в муладхара-чакре.

त्वं शक्तित्रयात्मकः

त्वं (Ты) आत्मक (сущность) त्रय (трех) शक्ति (Божественных сил).

Это могут быть также энергии трех форм Кундалини: нижней — в муладхара-чакре, верхней — в сахасрара-чакре, и той, что в центре между ними. Поэтому Ганеша не только пробуждает энергию в муладхара-чакре, но и ведет к полной його-реализации. Он также является сущностью Иччха-, Джняна- и Крия-шакти.

त्वां योगिनो ध्यायन्ति नित्यम्

त्वां (Ты) являешься योगिनो (для йогинов) नित्यम् (постоянным) ध्यायन्ति (объектом их созерцаний).

Там очень много описаний качеств Ганеши, которые фактически указывают на его йогическую природу. И что бы мне хотелось в связи с этим сказать - какие бы внешние почитания человек не совершал, они могут иметь внутренне разную вовлеченность вашей энергии, сознания и сердца. Но раскрытие своей самой чистой природы, в том или ином действии, самых высоких устремлений — только это, в основном, и придает силу пудже. В связи с этим, я хотел бы привести несколько примеров, свидетельствующих, что Божественное — это также и то, чем мы в сущности являемся сами. Кто-то по невежеству может сказать: "Да, но у меня-то не голова слона, я-то в человеческом теле. Какая тут связь с практикой йоги?" Внешние атрибуты — это просто символы разных энергий, за которыми находится более тонкая энергия и духовная, которая пронизывает собой всю вселенную, со всем ее многообразием. Это Атман, един во всех формах, всех силах, и он внутри человеческой формы, в которой благодаря йоге садхака себя реализует. 

Именно поэтому Девять Натхов — основателей разных направлений натхов, с одной стороны, являются известными индийскими Божествами, среди которых есть и Ганапати (Гаджабели Гаджакантхарнатх), но с другой, все они имеют человеческие формы.

Нарамукха Ганапати.jpg Какие бы мы сложные пуджи не выполняли, мы это делаем всегда при наличии нашего тела, пока мы в теле — мы совершаем карму (действие). Тело всегда с нами, до самой смерти, это и инструмент души, и ее храм, и то, что для всех человеческих воплощений наиболее естественно. Тело важно и для реализации йоги. Мало кто задумывается, но согласно многим историям, Ганеша изначально не был с головой слона, он ее обрел потом. Более того, иногда он — сын Шивы, а иногда он и сам — высшее изначальное Божество. Это все может быть пищей для многих размышлений. Рождаясь в этом мире, мы приходим из непроявленного, набираемся разных энергий и потом возвращаемся обратно к себе.  

Мы рождаемся во многих жизнях и формах, в конечном счете утвердившись в том, что за ними всеми. Эта изначальная реальность и есть Ганеша. Кстати, очень редко, но можно встретить в Индии храмы с формами Ганеши именно в человеческой форме. Например, несколько известных форм Ганеши из храма Шивы в Кумбаконаме, таких как Нарамукха Ганапати (Ганеша с лицом человека, см. изображение) или Ади Ганапати (Изначальный Ганеша).

Также форма Ганеши с человеческим лицом встречается в Тиручирапалли (в Тамилнаду), в храме Нандрудьян Винаяка. Есть еще один известный храм Уттарапатхишварасвами мандир (Ватапи Ганапати).

Все это говорит о том, что Ганеша — не тот, кто просто уводит нас от нашей человеческой природы, скорее, он способен устранить наши слабости человеческой природы и раскрыть ее чистые и сильные уровни.

Ганеша.jpg