Йога-садхана

Практика йоги в традиции Натхов очень разнообразна и во многом зависит от того, чему учит Гуру. Собственно, именно наставлениям Учителя придается первостепенное значение, поскольку он разбирается в многочисленных техниках и методах достижения совершенства и знает, что из этого будет полезно для ученика в каждый конкретный момент времени, что будет развивать его наиболее эффективно. Поэтому, как правило, у натховских учителей не существует какой-либо единой конкретной системы практики, которая бы подходила для всех учеников. Однако, есть ряд общих закономерностей и элементов в йогической садхане натхов, которые мы здесь и опишем.

В целом, практика натхов представлена мантра-йогой, хатха-йогой, лайя-йогой и раджа-йогой, так же можно отметить деление на аштанга-йогу (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи) и шаданга-йогу (от асаны до самадхи, исключая яму и нияму). Все это отнюдь не ступени йоги или какие-то различные пути развития, все эти элементы в совокупности составляют полноценную йога-садхану.

Яма и нияма

Это общие принципы и предписания для практики йоги. Следование им является необходимым условием для реализации высшей цели йоги. В традиции натхов Яма и Нияма рассматриваются не только как нравственные принципы, но, в первую очередь, как самостоятельная практика, очищающая тело и сознание, дарующая сиддхи. В Натха-сампрадайе выделяют 10 основных Ям и 10 Ниям:

Ямы:
1. Ахимса - ненасилие.
2. Сатья - приверженность истине в действиях, словах и мыслях.
3. Астея - неворовство.
4. Брахмачарья - контроль над всеми чувственными наклонностями и следование Брахману.
5. Кшама - прощение недостатков и вины других.
6. Дхрити - терпение и стойкость во всяких обстоятельствах.
7. Дайя - сострадание ко всем людям и иным созданиям, помощь находящимся в беде.
8. Арджава - простота жизни.
9. Митахара - строгое регулирование питания.
10. Шауча - очищение тела и ума.

Hиямы:
1. Тапас - аскетизм.
2. Сантоша - удовлетворенность тем, что есть.
3. Астикая - вера в священные писания, Гуру и всех просветленных.
4. Дана - пожертвование.
5. Ишвара-пуджана - преданное поклонение божеству.
6.Сиддханта-вакья-шравана - систематическое слушание (изучение) писаний, особенно йога-шастр, осмысление и понимание истин, открытых в них благодаря духовному опыту просветленных Учителей.
7. Хри - чувство совести и стремление к исправлению своих недостатков.
8. Мати - развитие остроты разума, глубокого понимания.
9. Джапа - повторение божественного имени, совершаемое так часто и непрерывно, насколько возможно, мысленно или вслух, с глубокой преданностью.
10.Хома - предложение божеству еды, питья и предметов, которые представляют ценность для поклоняющегося.

Мантра-йога

Практикуя мантра-йогу, садхака (ученик) реализует полученную от Гуру мантру и ее сиддхи (совершенные способности). Натха-йогины используют множество различных мантр в своей практике в зависимости от ситуаций и условий; это могут быть тантрические, пуранические и ведические мантры. Но наибольшее значение они придают шабар-мантрам, особенно мантре Гуру Горакшанатха. Она считается основной мантрой Натха-сампрадайи, с ее помощью садхака совершенствует свою практику йоги на уровне тела, сознания и души. Кроме Горакша-мантры натхи обычно используют мантры для асаны, одежды, рудракши, ритуального свистка нади-джанео,кундал, различные варианты Гаятри-мантр раличных Божеств и многие другие. Шабар-мантры могут быть составлены на любом языке, не обязательно на санскрите. Они  связаны с дыханием и свародая-тантрой, считается, что шабар-мантра — это дыхание Бога Ишвары, проявление воли Шивы. При их рецитации большое значение уделяется психофизическому состоянию практикующего и смыслу самой мантры.

Хатха-йога

В хатха-йогу входят следующие практики: сукшма-вьяяма, шат-кармы , асана (устойчивое положение тела), пранаяма (контроль жизненной энергии посредством дыхательных упражнений), мудра (печать) и бандха (мышечный «замок»), перенаправляющие поток праны в центральный канал сушумна. Эти методы способствуют пробуждению спящей духовной силы - Кундалини-шакти, которая поднимается вверх по центральному каналу и соединяется со сверхсознанием - Шивой. Этот союз духовной энергии и сознания называют хатха-йога. Через полное единство противоположностей и достижения идеального равновесия (самарасья) достигается высшая цель хатха-йоги. В традиции Натхов хатха-йоге уделяется довольно много внимания, в основном потому, что тело человека рассматривается как отражение всей Вселенной и духовного мира.

Тонкостей в перечисленных практиках очень много, как и самих практик, поэтому здесь будут разъяснены только общие моменты. Более подробно про некоторые из этих техник можно почитать в разделе «Материалы» или в книгах, например, Хатха-йога Прадипике.

Итак, сукшма-вьяяма представляет собой набор физических упражнений, подготавливающий тело к практике асан; она разогревает тело, последовательно прорабатывая все группы мышц и суставов от периферии к центру тела, устраняя многие блоки и зажимы. Новичкам, как правило, рекомендуют начинать именно с сукшма-вьяямы, поскольку она довольно проста в выполнении и включает в себя ряд несложных асан.

Шат-кармы — очистительные техники, такие как нети, басти, наули, тратака, капалабхати. Они оказывают очищающее и оздоравливающее действие на весь организм в целом, поскольку уравновешивают доши (характеристики человека по Аюрведе), а также приводят в порядок пищеварительную и выделительную системы. Кроме того, положительно влияют на энергетическом уровне, очищают астральный (эмоциональный) план.

Асаны, устойчивые положения тела, практикуются в спокойном состоянии сознания с ровным дыханием. Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть «стхирам» - устойчивой, «сукха» - легкой. Горакшанатх в ряде текстов говорит, что асана - это состояние пребывания в своей истинной форме, в спокойном сознании. Правильное выполнение йогических асан не только придает телу гибкость, но и очищает систему энергетических каналов нади, позволяя энергии свободно циркулировать. Со временем ученик становится способным в асане контролировать свой ум и прану (жизненную энергию). Асан существует великое множество, но все они ведут к качественному освоению сиддхасаны, падмасаны и др. положений, в которых можно с легкостью совершать дхьяну (созерцание).

Пранаяма — это контроль жизненной энергии (праны), увеличение ее способностей и качества. Результаты пранаямы обретаются через работу с дыханием. Основные из техник пранаямы — это капалабхати, нади-шодхана, бхастрика, удджайи, брамари, сурья-бхедана, чандра-бхедана, ситали, ситкари, мурчха. Пранаяма является очень мощной садханой, с помощью нее можно достичь больших высот в йоге. Она связывает практику хатха- и раджа-йоги, поэтому многие натхи пранаяме уделяют особое внимание. Однако практиковать ее следует постепенно, иначе можно причинить вред организму. Начинать обычно рекомендуется с освоения полного йогического дыхания животом, так как оно является базовым для остальных техник пранаямы. Далее добавляются удджайи, анулома-вилома (нади-шодхана без задержки дыхания), потом в практику включаются остальные пранаямы, а также задержки дыхания (сахита-кумбхаки) и мышечные замки (бандхи). Кроме того, в пранаяме нередко используются различные мантры, чаще всего, со-хам, поскольку эта мантра наиболее естественна для человека. Все техники пранаямы ведут к кевала-кумбхаке – спонтанной, естественной задержке дыхания.

Адхары - это места сосредоточения сознания, для того чтобы сделать практику внутренней, что и отличает йогу от гимнастики - в йоге сознание обычно направленно внутрь. Существует 16 адхар, расположенных по всему телу, они соответствуют определенным уровням сознания. Можно сказать, что адхары - это отражение света сознания в тонком теле. Кроме того, они также они выступают в роли точек трансформации витальной энергии в психическую, поэтому адхары используются в практике бандх и мудр.

Мудра означает "печать" или "отражение", отражение сияния Пракаши (сознания) в проявленном теле. Таким образом, мудры – это жесты соединения духовной и витальной энергии. Другое значение слова мудра - "дарующая радость", эта радость обретается посредством объединения имманентного и трансцендентного. Итак, мудра — это жест, комбинация из пальцев либо определенное положение тела (йогическая мудра). Кистевые мудры, например, джняна-мудра, чин-мудра, дхену-мудра и пр., используются часто при созерцательных практиках, в ритуалах почитания Божеств. Практика йогических мудр, таких как випарита-карани, маха-мудра, махабандха, махаведха, набхи, кхечари, йони мудра, задействует работу с адхарами. Их цель - перенаправить энергию и сознание в сушумну  (центральный канал) через концентрацию на адхарах.

Слово Бандха переводится как "плотно удерживать" или "сжимать", "связывать", это действие, в результате которого сжимаются и контролируются определенные органы или части тела. Бандхи оказывают массирующий эффект на внутренние органы, удаляют застоявшуюся в них кровь, улучшают функционирование тела в целом. Однако истинное их предназначение - это пробуждение и подъем Кундалини. Для этой цели бандхи следует выполнять, когда энергетические каналы нади достаточно чисты и прана находится под контролем. Тогда, посредством бандх, прана будет направляться в центральный канал сушумна.

Лайя-йога

Это йога растворения (лайя) ума. Основная практика лайя-йоги – нада-анусандхана, благодаря чему колебания ума растворяются и сознание достигает чистоты. Нада-анусандхана заключается в сосредоточении на внутреннем звуке, который исходит из анахата-чакры. Также существует множество других методов лайя-йоги, например: пранаяма, мудры, бандхи, дришти, аджапа-джапа, чакра-бхеда, концентрация на адхарах и лакшьях.

Раджа-йога

Раджа-йога предназначена для достижения глубокого трансового состояния (самадхи). Она включает в себя работу с сознанием и такие элементы йога-садханы как пратьяхара (контроль органов чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (восприятие) и самадхи.