Посвящения и атрибуты натхов

Посвящения

В традиции Натхов существует 3 основных посвящения, определяющих образ жизни и уровень садхака:

1. Аваламби, сатхи - ученики и последователи линии натхов. Еще их называют джигьясу — те, кто стремится к изучению традиции и следованию ей. Это начальная передача в традиции; садхака принимает Гуру линии натхов, получает дикшу в виде гуру-мантры и упадеши (наставления) по практике йоги. Гуру разъясняет ему традицию, дает о ней более-менее ясные представления. Такие натхи наиболее сильно соприкасаются с многообразием проявленной реальности и следуют принципу пурната (полноты или кулы). Часто они ведут социальный образ жизни и, соответственно, больше внимания уделяют асанам и пранаямам, очищающим тело.

2. Аугхар — другая категория лиц, принадлежащих к натхам. Посвящение в аугхары называется чоти-дикша; ее обычно передают тем, кто уже утвердился как ученик, и когда между учеником, гуру и традицией есть определенная прочная взаимосвязь. Считается, что Гуру, который передает эту дикшу — основной, независимо от того, станет ли садхака позднее натхом-даршани (у другого Гуру) или нет. 

Аугхарское посвящение — это монашеский образ жизни, полу-санньяса, и это серьезный шаг для практикующего. Садхака должен обладать сильным стремлением к саморазвитию, так как если на начальном этапе ученик иногда практикует, иногда погружается в сон материального существования, то став аугхаром, он практикует интенсивную садхану. Традиционно, аугхар — это тот, кто идет по пути йоги и тантры, обрубает все привязанности и духовно-паразитические тенденции. Таким образом, он очищает свое сердце и готовится к полному утверждению на пути к освобождению. Когда натх получает аугхарскую дикшу, ему обрезают волосы, что означает обрубание кармических реакций, и дают нить, сделанную из черной шерсти. Это подобно смене психофизической структуры, и является своеобразным очищением. Атрибуты, которые натх получает при посвящении, имеют мистический смысл и применяются в ритуальной практике. Это нади (свисток), символ шабда-брахмана, и джанеу (нить из шерсти), символ нади (энергетических каналов): иды, пингалы и сушумны, а также всех 72000 каналов тонкого тела.

Слово "аугхар" в переводе означает "тот, кто не стоит на месте". Это слово может иметь двоякий смысл: с одной стороны, оно может означать непривязанность и способность развиваться, с другой — нестабильность в духовном пути. Натхи сравнивают аугхара с камнем, из которого скульптор создает мурти Божества, отсекая все лишнее, постепенно проявляя образ. Пробуждение Божества в мурти соотносят с полным духовным рождением сиддха или натха-йогина, который затем становится даршани.

Что касается практики монахов-аугхаров, то она больше направлена на дхьяну, на работу с внутренней лакшьей и надой. Во время практики нада-анусандханы натх слышит звук нада в анахата-чакре, там же, в своем сердце, он созерцает своего Гуру и Иштадевату.

3. Канпхата или даршани — высшее посвящение в традиции, пурна-санньяса (полная санньяса). Перед посвящением дикшита (ученик) проходит своеобразную подготовку, утверждается в тьяге и вайрагье. Тьяга означает оставление и также жертву, а вайрагья — отречение. Он совершает парикраму по святым местам, общается с другими натхами, перенимая их мудрость и практический опыт. Кроме этого, садхака должен доказать свою приверженность учению и пути йоги.

При передаче этой дикши Гуру аккуратно прорезает в центре ушных раковин ученика отверстия и вставляет туда серьги, которые называют кундалы или даршаны. Они связаны с двумя энергетическими каналами, способствующими направлению сексуальной энергии в сахасрара-чакру. Эти каналы, проходящие в центре уха, помогают контролировать амриту (нектар бессмертия), нисходящую из сахасрары-чакры, в результате чего предотвращается её поглощение джатхар-агни (пищеварительным огнем) и животными инстинктами, которые йогин учится контролировать.

Даршани — это Йоги, которого Гуру принял как своего сына и которому он готов отдать все самое лучшее, что у него есть.  Если аугхар - это монах, который ориентирован на внешнее проявление отречения, то даршани — это внутреннее отречение от мира, которое в большей степени соответствует йогическому пути. Даршани может быть полностью независимым, практиковать на свое усмотрение или же учиться у того, у кого считает нужным. Это - утвердившийся натха-йогин; постепенно он становится авадхутой, подобным пустоте, переживает опыт пяти вьом и нирвикальпа-самадхи. На этом уровне натх не отождествляется со смертью и рождениями, он ни от чего не зависит, даже от сампрадаи и Божеств. Считается, что только даршани может полноценно представлять традицию.

Еще одна передача в Натха-сампрадае — бхабхути. Суть дикши бхабхути в том, чтобы пеплом перекрыть поры кожи. Помимо того, что человеческое существо дышит ртом и носом, есть ещё и так называемое кожное дыхание. Человек через индрии (органы чувств) постоянно теряет много праны, в результате она не способна сконцентрироваться и подняться по сушумне вверх. Кроме того, прана теряется через кожу. Посыпая пеплом (вибхути) полностью все тело, натха-йогин автоматически перенаправляет всю прану внутрь. Эта практика очень эффективна для поднятия Кундалини и направления праны в сушумну. Есть разные тонкости связанные с работой энергии, например, некоторые йоги рекомендуют ночью активировать солнце, а днем — луну, для равновесия. Соответственно, взяв из дхуни вибхути, йогин утром наносит его с головы до пяток, а вечером — наоборот, с ног до макушки. Эту практику подробно объясняет Бхабхут-гуру.

Кроме этого, обычно садхаке в Индии Гуру также передает лангот (или каупину) — индийский вариант нижнего белья, и специальные мантры для него.  Лангот — это символ очищенной сексуальной энергии, следования недвойственному Брахману. Он покрывает только лишь область гениталий, и большая часть тела оголяется, что означает непривязанность к внешности и изыску одежды. Такой йогин является дигамбаром - облаченным в пустоту, и читамбаром - облаченным в сознание. У него ничего нет, он пустой, свою сексуальную энергию он поднимает на более высокий уровень.

Атрибуты натха-йогина

На фотографии изображены основные атрибуты садху традиции Натхов в Индии. Среди них наиболее важны те, которые садху получает от Гуру в момент посвящения. Это нади-джанео и кундалы. Они являются отличительными признаками садху, следующего путем натха, и играют значительную роль в практике ученика.

Атрибуты натха-йогина
Атрибуты натха-йогина

Нади-джанео. Этот атрибут передается ученику, когда он становится аугхаром. Джанео - это шесть шерстяных нитей, три из которых символизируют гуны пракрити (тамас, раджас и саттву), три другие — доши в теле (капху, питту и вату). Одним словом, эти нити означают ментальную и телесную структуру человеческого существа. Нить также символизирует каналы (нади), телесные, например те, по которым циркулирует кровь и другие жидкости тела, а также каналы тонкого тела, по которым циркулирует прана и ум (мановаха). Нити висят вдоль тела и соотносятся с идой и пингалой. Они вдеты в кольцо (павитри), которое символизирует солнце, солнце — источник праны и всех элементов, павитри связано с элементом земли. Далее вешается кристалл (спхатик), это - элемент воды. Затем идет рудракша, которая символизирует элемент огня. Элемент воздуха символизирует мунга (кристалл). Свисток нади означает акашу (эфир) и звук, а воздух, которым садхака дует в свисток, символизирует прану. Нади-джанео также защищает йогина от негативных внедрений тонкого плана, но только в том случае, если адепт досконально знает все взаимосвязи и понимает значение символов.

Кундалы — специальные серьги, которые Гуру вставляет своему ученику в центр ушных раковин при получении чира-дикши. Они символизируют интеграцию Луны и Солнца, Шивы и Шакти, эти две полярности объединяются в вечном Атмане. Кундалы вставляются в те точки ушей, которые помогают трансформировать сексуальную энергию в духовную. Это не означает, что физиологически в организме сексуальный инстинкт отмирает, как полагают некоторые. Просто активация точек в центре уха помогает сексуальную энергию направлять в сахасрара-чакру и сохранять амриту (нектар) сознания во время практики. На более тонком уровне кундалы связаны с полярными токами энергий. Они помогают направлять токи энергии в сушумну.

Согласно одной из легенд, Шива дал наставление своему ученику Матсьендранатху носить  кундалы в ушах, как знак йогина, соединяющего в себе проявленное и непроявленное. Далее этот обычай был передан Горакшанатху и Бхартрихари — правителю Удджаина. Бхартрихари, в свою очередь, попросил Горакшанатха, чтобы все натхи 12-и пантхов носили кундалы, что отличало бы их от других садху.

В сампрадае обычай прорезания ушей стал своеобразным экзаменом на отрешенность от тела. Без боли может быть прорезан хрящ только тогда, когда садху качественно вошел в состояние пратьяхары, в это время обычно Гуру говорит ученику, чтобы он сосредоточился на мантре и отстранился от всех остальных объектов мира. Кундалы символизируют само пронзание времени и растворение всех элементов в своем сознании. Кундалы интегрируют все парные части тела: руки, ноги, иду и пингалу, все тело становится "объединенным" подобно шару. В сознании устраняются также рассеянность и беспокойства "читта-викшепа".

Кроме всего, кундалы, полученные от Гуру, защищают йогина от бхутов, претов, пишачей. Серьги нельзя снимать; натх, который снимет кундалы после их получения, может причинить вред своему психофизическому состоянию и лишиться защиты.

В целом, все атрибуты натхов носят определенный магический характер, некоторые используются в почитании Гуру и Божеств. Например, в классической пудже натхов могут применяться бхагава, кундалы, нади-джанеу, лангот, чамвар и другие в качестве упачар (подношений), поэтому классическая пуджа натхов не похожа на пуджи в остальных традициях, которые совершаются совсем по другим стандартам.