Натхи и Божества

Шакти-вада, мировоззрение натхов, подразумевает принятие всех форм Божеств, как различных проявлений одной единой высшей Шакти. Это одна Кула (семья) Божеств. Натхи не отрицают какие-либо формы Бога. Считается, что любое Божество индуизма имеет как трансцендентный, так и имманентный аспекты, и может включать в себя формы других Божеств. Поэтому во многих школах, как правило, почитается ряд Божеств.

Существует много-именники (включают 108, 1008 имен) этих Божеств. В этом плане индуизм достаточно гибок, особенно тантризм. Натхи признают Божеств и не только индуистских, но для садханы в почитании всех их нет особой необходимости, так же как нет смысла выполнять все 84 000 000 асаны, поведанные Шивой.

Считается, что через то или иное Божество можно постичь все мироздание, а Божество через Гуру, мантру и, конечно же, через практику йоги. Практика йоги станет духовно результативной только в том случае, когда она сгармонизирует отношения с миром в целом, а не только с какой-то одной его частью. Настоящий йогический опыт включает в себя всё то, что достигается в практике различными духовными школами и традициями.

Следует отметить, что в Натха-сампрадае пантеон Божеств соответствует практике йоги. Атрибуты, которые носят натхи, связаны с их Божествами и йогической садханой, у всего этого свой определенный стиль. Например, мантра связана с формой Божества (у натхов — это Шива Горакшанатх) и соответствует ему, как и вид йогической практики работы с телом. Нюансы в разных пантхах могут немного отличатся, но эти отличия не столь существенны, если сравнивать их с другими Сампрадаями.

В Натха-сампрадае особо известны и почитаемы Нава-натхи (9 натхов) и Чаураси-сиддхи (84 святых). Они покровители духовной практики, кайя-садханы, под которой подразумевается реализация тождества "пинды" (тела) и "брахманды" (тела Вселенной).

Каждый из 9 натхов является сущностью того или иного Божества. Считается, что Йоги, достигший состояния дживан-мукты (освобождения при жизни), по уровню превосходит многих Богов. Правильнее было бы сказать, что проявленный и непроявленный Абсолют находится в нём самом. В теле человека живое существо способно реализовать Шива-Шакти самарасью, поэтому путь Йоги ведёт к самому наивысшему совершенству.

Как правило, некоторые имена Нава-натхов могут отличаться в разных пантхах, но есть самый распространённый список 9 натхов. Из Нава-натхов наиболее знамениты 5, а из них — 3: Адинатх, Горакханатх и Матсьендранатх

Адинатх — символ непроявленной трансцендентной реальности "шунья" или "Акула", Матсьендранатх — Каула-аватар, он явил путь тантры, Горакшанатх — Йога-аватар, Шива, который представляет собой единство трансцендентной и имманентной реальности.

Согласно легенде, первые натхи — Матсьендранатх, Джаландхарнатх (Хади), Чаурангинатх (Пуран Бхагат), не выдержали испытание, которое им устроила Деви, Шакти Адинатха, и только один Горакшанатх оказался наиболее отрешенным Йоги. Он основал орден Натхов и все Натха-йоги стали его учениками. Поэтому Горакшанатх, несмотря на то, что был учеником Матсьендранатха и Адинатха, почитается намного больше, чем его Учителя и другие Йоги. Горакшанатх явил миру учение, которое является синтезом тантры и йоги, а его имя — биджа всех мантр, которые практикуют натхи.

Многие тексты традиции натхов определяют Горакшанатха как Шунья-рупy — форму запредельной пустоты. 

Считается, что Горакшанатх — сын Матсьендранатха, рождённый из его сознания, он есть бинду, в котором заключены все таттвы, все йогические учения. Так как Горакшанатх в самом совершенном виде развил йога-авадхута маргу (йогический путь), то все остальные Гуру считаются проявлением Горакшанатха. Особенно это связано с Нава-натхами, которые хотя и являются сущностными формами основных Божеств, считаются также проявлениями Шивы Алакха Ниранджана.
Шуньята — это связующее звено всех проявленных таттв, и каждому из Нава-натхов соответствует определённая таттва, и, соответственно, чакры, а именно:

Удайянатх — Парвати — "земля" — муладхара-чакра.
Сатьянатх —Брахма — "джала" — свадхистана-чакра.
Сантошнатх — Вишну — "агни" — манипура или набхи-чакра.
Ачалачамбхенатх — Шеша — "вайю" — анахата или хридайя-чакра.
Гаджабеликантхарнатх — Ганапати — "акаша" — вишуддха-чакра.
Чауранганатх — Чандра-сварупа или Сома — талу-чакра.
Матсьендранатх — Майя-сварупа или Каула-шакти — бхру мадхья-чакра.
Горакхнатх — Шива-сварупа — нирвана-чакра или брахмарандхра.
Адинатх — Джьоти-сварупа — акаша-чакра.

Как правило, в традиции Натхов из всех Божеств особо почитается Шива, но на юге Индии существуют вайшнавские пантхи, которые почитают Вишну, а Горакшанатха определяют как Нараяна или Бога в форме человека. Кроме того, "Го"-"ракша" трактуется как защитник коров и живых существ, что иногда рассматривается как тождество Маха Йоги Горакшанатха и Шри Кришны Говинды. Помимо этого, Нараяна определяется вайшнавами как тот, кто тождественен Садашиве, а Шива, как известно, и есть сам Горакшанатх. Многие натхи считают, что Шива и Вишну неразделимы, и их обоих иногда почитают как одного Бога, выраженного в форме Хари-Хары, Садашивы или Нараяны.

Поскольку нахти ориентированы на Шива-Шакти самарасью, в Натха-сампрадае почитаются также все формы Шакти, такие как Даша-махавидья, Нава-дурга, Шри Видья, Лакшми, Кали, Сарасвати и другие. Однако наиболее известные и почитаемые формы Деви в традиции — это Натха-сиддха йогини и Йога Майя Баласундари.

Баласундари символизирует собой акханда-джьоти или апарампара-джьоти — безграничный свет Шивы. Она считается Богиней, запредельной времени, поэтому она — "Бала", юная. Она есть Каруна-майя или Йога-майя, Богиня милости, одаряющая садхака йога-видьей (знанием йоги), она также защищает от препятствий на пути йоги.

Помимо Баласундари, натхи почитают 18 Шри Натха-сиддха Йогини. Основные из них — Махакали, Махалакшми, Махасарасвати, по своей сути они олицетворяют Трипурасундари.