Чаурангинатх

Чауранги – сын царя Дэвапалы бенгальской династии Палов, ему приписывается авторство Прана-санкали (сочинение написано на средневековом хинди).

Существует легенда о том, как Шива выпил яд Халахала, а Ананта Шеша защитил тело Шивы от проникновения яда. После этого яд мог бы направиться в голову Шивы, но Чандра, который находился на его голове, не допустил этого. В благодарность за преданность Шива Адинатх посвятил Ананта Шешу в натха-йогины и тот, после многолетней практики, обрел йогическую реализацию и вечное тело йогина (Ачалачамбхенатх). Чандра же позавидовал этому и стал просить Шиву тоже посвятить его в йогины. В ответ на просьбу Чандре была дана возможность воплотиться в теле Чауранги натха (другое имя — Пуранбхагат) и доказать свою преданность, пережив ряд испытаний.

Чаурангинатх.png
Мурти из натховского мандира в Непале
Чауранги Натх.png
Мурти из натховского храма в Горакхпуре

Чандра был рожден в королевской семье; когда он достиг совершеннолетия, его отец повторно женился. Мачеха прельстилась красотой Пурана (как воплощение Чандры он излучал прекрасное сияние), но получила от него отказ. Тогда она решила отомстить, исцарапав свое тело и обвинив Пурана в любовных домоганиях. Отец всецело поверил в клевету своей супруги, он пришел в ярость и приказал слугам отрубить сыну конечности и оставить его умирать в лесу. Слуги так и сделали, отрубили Пурану руки и ноги и бросили в лесной колодец.

Когда смерть вот-вот должна была настигнуть юношу, перед ним возник Горакшанатх и дал ему снадобье из 18 разных растений. Он посвятил умирающего царевича в йогу и пообещал, что, когда тот успешно овладеет преподанными уроками, его члены отрастут снова. Так Чауранги жил в лесу 12 лет, регулярно выполняя практику. Во многих текстах говорится, что он силой своего теджаса заставлял расцветать деревья в лесу и мог с ними разговаривать.

Однажды ночью поблизости проезжал караван, груженный золотом и драгоценностями. Чауранги спросил купцов из темноты "Что везете?", а те, испугавшись разбойников, выдали себя за торговцев углем. "Пусть так и будет", — ответил он. На восходе солнца купцы обнаружили, что вся их поклажа превратилась в уголь. Купцы вспомнили о голосе, взывавшем к ним ночью, и бросились на поиск Чауранги. Они были потрясены, обнаружив подпираемое деревом обрубленное тело. Они поняли, что перед ними человек невиданной силы, признались ему в своей хитрости и попросили о помощи. Чауранги стал объяснять, что скорее всего он не причастен к происшествию, но, если его слова причастны к постигшему их горю, то пусть уголь превратится снова в золото и драгоценные камни. Проверив свою поклажу, купцы были счастливы увидеть, что вся она обрела прежний вид. Чауранги был также поражен, он вспомнил об обещании Горакшанатха и тогда посредством лишь одного мысленного усилия в тот же день отрастил себе руки и ноги.

Когда он вернулся домой, родители были потрясены и раскаялись в своих поступках. А махассидха Чаурангинатх отправился в Гималаи, где совершил тапасью. Он посетил множество мест, где проявлял чудеса и обрел множество последователей. До сих пор во многих местах можно встретить мурти Чаурангинатха, почитаемого натхами. Он основал одно из натховских направлений — Палак-пантх (Пагал-пантх), в котором акцент делается на полном отречении посредством бхакти.