Чтение "Деви-Махатмья" в Наваратри

Деви-махатмья является одним из наиболее важных текстов для почитания Богини Матери, в котором раскрывается природа Деви и даются способы поклонения Ей. В нем впервые описывается Шакти как верховное Божество индуизма. Являясь частью Маркандея Пураны, этот текст относится к классу смрити, но в ритуальном аспекте Деви-махатмья воспринимается скорее как ведический гимн.

Само название «Деви-махатмья» можно перевести на русский язык как «Сказание о величии Богини». Другие названия этого произведения – Чанди-махатмья, Дурга-сапташати или просто Сапташати («Семисотстишие» от «sapta» – семь, «shata» – сто).

О значимости этого произведения говорят следующие высказывания:

«Есть таинственнейшая Деви-махатмья, дающая все совершенства. Благая Сапташати вместе с составляющими ее изречениями, смыслами и сторонами является высшей обителью величия Чит-Шакти…» (Рудра-ямала)

«Подобно тому, как Веда не имеет начала, такой же считается и Сапташати» (Бхуванешвари-самхита)

Devi-mahatmya.jpg

По мнению исследователей, Деви-махатмья сложилась уже в 6 - 7 в. н.э., а свой окончательный вид приобрела в 9 в. н.э. Самая ее древняя сохранившаяся рукопись датируется 998 г.

Будучи частью Маркандея-пураны, Сапташати имеет явно шактийскую направленность, в то время как остальная часть пураны отражает состояние индуистской религии до её разделения на вишнуизм, шиваизм и шактизм. Поэтому исследователи считают Деви-махатмью более поздней вставкой, которая сама по себе является законченной поэмой и отличается от обрамляющего её текста по стилю и мировоззрению. Кроме того, она включает в себя различные гимны (суктам), посвященные Богине, которые имеют более ранее происхождение, чем сама поэма (взяты из ранних текстов).

В поэме Риши Маркандея излагает повествование мудреца Медхасы о деяниях Богини. С остальным текстом сказание о Богине связано тем, что входит в состав мифов о происхождении Ману и отвечает на вопрос о происхождении будущего, восьмого из них – Ману Саварни.

Структура поэмы:

🔸Вступление. Царь Суратха и вайшья Самадхи, потерявшие свое положение, приходят в ашрам мудреца Медхасы, который и рассказывает им о подвигах Богини.

🔸Основное содержание включает в себя победу Богини над асурами Мадху и Кайтабхой, затем над асуром Махишей, а в заключительной части над асурами Шумбхой и Нишумбхой и их соратниками.

🔸Завершение. Находясь под впечатлением рассказа Медхаса, царь и вайшья совершают поклонение Богине и ее милостью обретают желаемое. Царь Суратха впоследствии родится восьмым Ману.

Durga5.jpgВ соответствии с традиционными представлениями, Деви-махатмья состоит из трех разделов – чаритр, соответствующих изложению трех основных мифов. Первая, Пратхама чаритра, включает в себя первую главу, вторая – Мадхьяма чаритра – главы со второй по четвертую включительно и, наконец, в завершающую, третью, Уттара чаритру, входят главы с пятой по тринадцатую. Считается, что в первой чаритре Богиня проявляет себя как Махакали, во второй – как Махалакшми, а в третьей – как Махасарасвати. Махакали символизирует крия-шакти, Махалакшми – иччха-шакти, а Махсарасвати – джнана-шакти (они являются тремя основными проявлениями единой высшей Шакти). Соответственно первые три дня самого главного шактистского праздника Наваратри посвящены Махакали, вторые три дня – Махалакшми, а третьи – Махасарасвати.

В своем изначальном облике Богиня выступает как Мать мира и всех богов, вечная, совершенная, могущественная, обладающая силами (оружием) всех божеств. Именно к ней обращаются за помощью дэвы, ибо только ее сила способна сокрушить асуров и восстановить нарушенный миропорядок.

По отношению к миру Богиня выступает как сила, создающая, поддерживающая и разрушающая мироздание. Она пронизывает все и наполняет космос своей мощью, пребывает в сердце каждого существа. Она одновременно является и Махамайей, великой иллюзией, что окутывает умы невежеством и побуждает живых существ находиться в сансаре, и Махавидьей, великим знанием, которое рассеивает тьму неведения и дает освобождение от сансары.

В поэме Богиня принимает различные облики, главным и самым грозным из которых является Кали или Калика, а второстепенными – матрики, помогающими Ей в борьбе с асурами.

На тонком плане сказание о Богине олицетворяет борьбу темных и светлых сил в человеке. Асуры представляют собой омрачения и пороки, такие как ложь, коварство, гнев, жадность, тупость. Богиня, являя свой даршан, чистоту и силу, трансформирует эти качества, очищает тонкое тело и его центры, разрубает грантхи, дарует знание.

Порядок чтения Дурга-сапташати

Существуют разные способы чтения этого мистического текста, которые зависят от конкретного учителя или традиции. В самом общем случае предписывается перед чтением самого текста прочесть Аргала-стотру, Килака-стотру и Деви-кавачу. Если есть такая возможность, то лучше читать текст целиком каждый вечер во время Наваратри.

Другие варианты чтения:

🔸Читать каждый день только 5 и 11 главу (они считаются основными)

🔸В 1-й день читать Пратхама-чаритру, во 2-й – Мадхьяма-чаритру, в 3-й – Уттара-чаритру, а затем повторить это еще 2 раза, в результате чего за 9 дней Наваратри полный текст будет прочитан 3 раза.

🔸1-й день – 1 глава, 2-й день – 2-4 главы, 3-й день – 5-6 главы, 4-й день – 7 глава, 5-й день – 8 глава, 6-й день – 9-10 главы, 7-й день – 11 глава, 8-й день – 12 глава и 9-й день – 13 глава.

После рецитации текста благоприятно прочесть хотя бы один круг Наварна-мантры.

📜 

Текст "Деви-махатмья" (транслитерация)