Хануман. Олицетворение трех путей познания истины

Hanuman.jpgГоспода Ханумана широко почитают как в самой Индии, так и далеко за ее пределами. Его храмы можно встретить в Малайзии, Индонезии, Камбодже, Мьянме, Таиланде, Китае. Во многом почитание Ханумана получило такое широкое распространение благодаря популярности эпоса “Рамаяна”. Описанные в нем события раскрывают качества Рамы (аватара Вишну) и других героев, поэтому эпос стал бесценным источником веры и вдохновения для людей по всему миру. Образ Ханумана является одним из самых многогранных, что, вероятно, и сделало возможным его почитание приверженцами разных духовных школ.

Интересен сам облик Ханумана. Его изображают в форме обезьяны. Будучи рожденным как пашу (paśu-bhāva), Хануман благодаря наставлениям его Учителей и собственным усилиям трансформирует животную природу. Он реализует состояние вирабхава (vīrabhāva) и становится героем. Хануман обладает огромной силой и сверхспособностями, словно олицетворяет собой всю мощь Шакти, при этом он умеет контролировать свою силу и управлять ей, действует бескорыстно, соблюдает законы дхармы. Хануман также великий бхакта, преданный Господа Рамы, который не просто посвятил ему свою жизнь, но и дал обещание помогать всем людям на их пути к Истине. И, наконец, Хануман является йогином и аскетом (divya-bhāva), который обучался у Горакшанатха и даже основал один из пантхов Традиции Натхов.

Хануман объединяет в себе три способа познания истины: через преданность и открытость (бхакти), через тантрические практики (познание природы Шакти) и через йогические техники и аскетизм.

Хануман.jpg

Существует предание, согласно которому в XVI в. Шри Килхадев, один из известных Учителей рамананди, первый построенным им храм в Галте посвятил именно Хануману. Почему был сделан такой выбор? Паттон Э. Берчетт в своем исследовании «Движения бхакти и тантры в Индии времен Великих Моголов» объясняет это тем, что Шри Килхадев через почитание Ханумана хотел примирить «тантрический шиваизм и религиозный вайшнавизм», а также объединить два ордена общины рамананди: странствующих йогинов и тех, кто жил при храмах и практиковал менее суровые аскезы. Шри Килхадев понимал, что Хануману могут поклоняться и бхакты, и тантрики, и йогины-аскеты. В тот исторический период стала обостряться конкуренция между разными духовными школами, поэтому объединяющий фактор был очень важен. 

В образе Ханумана каждый может увидеть свое. Кто-то придаст большее значение его преданности, кто-то – силе и бесстрашию, а кто-то – его йогической реализации. Он становится близким и понятным приверженцам разных духовных школ и даже объединяет последователей внутри одной общины. Хануман своим примером напоминает, что каждый может познать свою истинную природу. И это та цель, которая на сущностном уровне объединяет всех. 

Источники:
1. С.К. Рамачандра Рао, “Hanumān koṣa”. – Индийский книжный центр в Дели, 2009.
2. Patton E. Burchett, Bhakti Religion and Tantric Magic in Mughal India: Kacchvāhās, Rāmānandīs, and Nāths, circa 1500-1750. – Columbia University, 2012.