Адинатх

Adinath.jpg
Адинатх в храме натхов в Горакхпуре

Первым Гуру, поведавшим учение натхов, считается Шива в форме Адинатха. Аdinath (अदिनथ санскр. Первый натх (владыка)). Являясь источником всех знаний йоги и тантры, он передал тайные истины своему ученику Матсьендранатху, который, в свою очередь, посвятил в них Горакшанатха. Шива изначально не имеет никакой формы, его часто отождествляют с пустотой или безграничным светом (пракаша), он — чит-шакти, безграничное сознание. Натхи почитают Шиву в образе Адинатха, который является Джьоти-сварупой, сущностью духовного света.

С Адинатхом соотносят историю, которая чем-то схожа с ранними ведическими описаниями сотворения мироздания.

Адинатх проявился из пустоты "шуньята". Шакти Шивы Адинатха является Кетакой, которая проявила изо рта Брахму, изо лба — Вишну и из йони — Шиву. Легенда гласит, что Адинатх решил проверить эту троицу Богов и превратился в труп, плывущий по воде. Брахма, увидел его и отодвинул ногой от себя, Вишну просто отошел в сторону, а Шива взял его на руки, чтобы потом кремировать. При сожжении из дыма, идущего от частей тела Адинатха, проявились наиболее известные четыре натха. Из костей — Джаландхаранатх, из волос — Горакшанатх, из пупа — Матсьендранатх, из всех частей всего тела - Чаурангинатх. Но все они, кроме Горакшанатха, не прошли испытания Майей, поэтому вайрагья — это главное, что впоследствии стало отличать йогина от не йогина. Отрешенность — одно из основных качеств Бога.

Адинатх и был самим Шивой, известным как Рудра, также Кетака Адинатха и Гаури — это одна Шакти Шивы. "Кета" означает желание, это воля Парамешвары Адинатха. Вечная Ниджа-Шакти часто соотносится с Кетакой.

Adinath.jpg
Адинатх у джайнов

В Индии многие считают, что Адинатх был исторической личностью, жившей несколько раньше Матсьендранатха и Горакшанатха. Адинатха изображают, как и всех натхов-сиддхов, в человеческой форме йогина. У натхов, как и в тантрическом буддизме, учителей принято соотносить с богами, и гуру-йога имеет особое значение. Поэтому многих учителей изображают как ту или иную инкарнацию божеств индийского пантеона.

Не случайно во многих текстах натхов — Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Ратнавали и др. — можно встретить в самом начале перечисление учителей натхов и их прославление. Такое почитание учителей схоже с почитанием бодхисатв в буддизме.

В ведической традиции архетип Адинатха можно соотнести с Хираньягарбхой или жертвенным Пурушей Ригведы. Патанджали упоминает о нем как о Пуруша-Вишеше, а мусульманские натхи в Пакистане и Афганистане считают Адинатха Адамом, одним из первых пяти пророков, т.е. Адинатх для них — это Адипуруша, первочеловек. Джайны считают Адинатха первым тиртханкарой. В каждой из известных традиций были свои натхи, например, в вайшнавизме — Джаганнатх и Джнянешварнатх, в шайва-сиддханте — Нандинатх, у вирашайвов — Алламанатх. Сами же натхи, как и говорилось выше, считают, что Традиция восходит к Адинатху, и даже более того: что он был до Шивы, а Шива проявился из него вместе с остальными Божествами.