Горакшанатх и Бхартрихари

Есть интересная история про Горакшанатха и Бхартрихари, поэта-философа и выдающегося йогина. Она повествует о том, как Бхартрихари, отрекшись от своего царства, стал сиддхом.

Как-то раз Бхартрихари, чтобы испытать свою королеву, Рани Пингалу, послал ложное известие о собственной смерти. Услышав горестную весть, она совершила обряд самосожжения (сати), что повергло короля в смятение.

Убитый горем, Бхартрихари безутешно оплакивал смерть своей жены.  В то время, недалеко от шмашана (место кремации), где Бхартрихари горевал о кончине супруги, проходил Горакшанатх. Подойдя ближе к месту погребального огня, Горакшанатх уронил на землю свой кувшин и стал оплакивать потерю. Бхартрихари спросил: "Что ты делаешь, почему ты плачешь? Ведь это же обычный кувшин. Я пребываю в печали, так как потерял жену, которую очень любил". На что Горакшанатх отвечал: "Ты даже не можешь себе вообразить, какой драгоценности я лишился, это был редкий кувшин, с которым ни что не сравнится". Раджа сказал, чтобы он не переживал, он подарит ему тысячу таких кувшинов и даже лучше. А Горакшанатх ответил, что он может вернуть к жизни Рани Пингалу  и материализовать множество жен подобных ей. Бхартрихари, обрадовавшись, попросил Горакшанатха сделать это. 

Йог, при помощи священного пепла материализовал несколько точных копий Рани Пингалы. Бхартрихари был поражен увиденным, перед ним стояла не одна Рани Пингала, а множество, подобных ей женщин, ничем не отличавшихся друг от друга.

Подумав какое-то время и вспомнив о своем обете отречения, который он дал после кончины своей супруги, Бхартрихари попросил Горакшанатха сделать так, чтобы женщины исчезли, он осознал бренность материального тела и тщетность своих страданий, увидев величие Горакшанатха. Раджа попросил великого йогина научить его подобным вещам. Горакшанатх согласился принять его в ученики и сказал, что он будет особым учеником. Так, Бхартрихари стал вайраги (отрешенным), оставившим царский трон и мирские удовольствия.

В честь Бхартрихари было названо одно из ответвлений канпхата-йогов, которое называется вайраг-пантх, он собственно и стал его основоположником.

Когда Бхартрихари обрел сиддхи материализации, Горакшанатх сказал ему: "Теперь ты получил то, что хотел, и ты можешь материализовать себе множество жен и жить дальше как царь".

Но Бхартрихари ответил: "Да, могу, но зачем? Этот путь уже исчерпан". Он стал учить других, проповедуя о том, что вайрагья — это прямой путь и высший метод, ведущий к освобождению.