Испытание Гаури

Мифы повествуют, что помимо Горакшанатха и Матсьендранатха среди первых натхов были также Джаландхаранатх, известный как Хари, и Чаурангинатх. И случилось так, что этим натха-йогинам, странствующим аскетам, выпало на долю суровое испытание.

Однажды Шакти Адинатха – Гаури – беседовала с Шивой и спросила: "Где твои ученики? Почему нет вестей от них?", на что Шива ответил: "Мои ученики странствуют по миру – Джаландхаранатх и Чаурангинатх на востоке, на западе – Горакша, на севере – Матсьендранатх".

Тогда Гаури молвила: "Ты – главный из богов, причина творения! Однако ты имеешь несколько жен, так повели же и натхам зажить семейной жизнью!". 
И отвечал Великий Шива:"Слушай, что я скажу тебе! Их души не подвластны страсти, гневу, алчности и чарам!". Тогда Шакти воскликнула:"Не говори так! Нет человека, кто бы не думал о любви".

И решили они проверить, так ли это, испытать Великих сиддхов.

Шива призвал сиддхов к себе, а Его Шакти предстала перед ними и, приняв восхитительный облик, стала насылать на натхов различные чары. Глядя на Нее, сиддхи грезили о прекрасных женщинах и любовных наслаждениях, только один Горакша, помня о сути учения, подумал: "Вот бы мне такую мать!". Божественная Гаури дала всем сиддхам то, о чем те мечтали – они получили очаровательных любовниц, а Матсьендранатха сделала королем страны Кодоли и он стал проводить время в обществе шестнадцати сотен кодолиек и наслаждаться с ними любовью. Думая о Горакшанатхе, Шакти решила, что все равно его перехитрит, а Шива воскликнул: "В мире нет святого, подобного Горкхо!"

И вот, пока остальные натхи наслаждались мирской жизнью, не зная ничего друг о друге, Горакша пребывал в медитации под деревом бакулы. Помня о своем обещании перехитрить Великого сиддха, Богиня снова попыталась смутить его ум. Она покинула свою обитель и легла перед Горакшанатхом, сбросив одежды. Махайоги, узрев ее обнаженной, подумал: "Что же это творит низкая дева!" Поспешно встав, он подошел и прикрыл листом с дерева врата, ведущие к женскому лону. И тут же снова погрузился в созерцание, а пристыженная Богиня, наконец, признала совершенство Горакши: "Теперь я убедилась – ты истинный йог!"

Эта история указывает на то, что вайрагья (отрешенность) – главное, что отличает  истинного йогина от других людей. В сампрадае существует обычай прорезания ушей, которые является своеобразным экзаменом на отрешенность от тела.