Джьотирлингамы

Джьотирглингамы – это особо почитаемые лингамы Шивы, которые, как считается, самопроявились в разных местах Индии. Само слово ज्योतिर्लिङ्ग (jyotirliṅga) можно перевести с санскрита как «лингам света» или «сияющий лингам». 

Вспоминается легенда, описанная в Пуранах. Однажды Брахма и Вишну начали спорить, кто из них появился первым и должен быть главным. Этот спор перерос в битву, и обеспокоенные возможными последствиями дэвы попросили Шиву вмешаться. Чтобы заставить понять тщетность этого спора, Шива принял форму джьотирлингама – огромного столпа света (или огненного столпа), пронзившего все три мира. Махешвара бросил вызов Брахме и Вишну и заявил, что никто из них не сумеет измерить лингам. И действительно, после поиска одного из концов лингама Вишну признал, что не может этого сделать. Брахма же солгал, за что был проклят Шивой: никто отныне не должен был поклоняться Брахме.

Считается, что Шива проявил себя в форме 12  джьотирлингамов (есть мнение, что ранее их было известно больше), которые олицетворяют Махешвару и в которых он почитается. Индуисты верят, что тот, кто раскрыл в себе духовное знание, может увидеть эти лингамы как колонны света или огня, пронзающие небо и землю. С каждым из мест, в которых находятся эти лингамы, связана легенда, которая указывает на различные качества Шивы.

Названия и местоположения 12 джьотирлингамов:

  • Нагешвар – штат Гуджарат
  • Сомнатх – штат Гуджарат
  • Вайдьянатх – штат Джаркханд
  • Рамалингешвар – штат Тамил Наду, самый южный из 12 джьотирлингамов
  • Трйамбакешвар (Тримбакешвар) – штат Махараштра
  • Гришнешвар – штат Махараштра
  • Бхимашанкар – штат Махараштра
  • Малликарджуна (другое название Шришайла) – штат Андхра-Прадеш
  • Махакалешвар – штат Мадхья-Прадеш
  • Омкарешвар – штат Мадхья-Прадеш
  • Каши Вишванатх – штат Уттар-Прадеш
  • Кедарнатх – штат Уттаракханд, самый северный из джьотирлингамов

1. Нагешвар

Nageshvar.png
Нагешвара Махадев. Фотография сделана во время парикрама 2017 г.

Считается, что этот джьотирлингам первым появился на земле. Он находится в 20 км от Дварки, в штате Гуджарат. Одна из главных достопримечательностей храма Нагешвара Махадев – статуя Шивы высотой 25 метров. Сам лингам находится в подземном святилище, а рядом – просторный зал, в котором можно помедитировать.

Согласно легенде, в лесу обитали два демона, Дарука и Даруки, поэтому лес и стал называться Дарука, а позже – Дварка. Даруки была преданной Парвати и как благословение получила от нее огромную силу. Демоны стали злоупотреблять милостью Богини и начали нападать на местных жителей. Однажды они схватили  паломника – преданного Шивы по имени Суприя, и заточили его в тюрьму вместе с другими.

Суприя посоветовал всем пленным читать мантру «Ом Намах Шивайя», чтобы Махадев защитил их от произвола. Когда Дарука узнал об этом, он тут же решил убить Суприю. В тот же миг Шива появился из-под земли в виде джьотирлингама. Он не мог убить демона, которого благословила Парвати, но он заверил Суприю, что защитит его. Так и произошло. 

Преданный попросил Господа всегда пребывать в этом месте в форме лингама, чтобы защищать своих преданных.

Нагешвар2.png

2. Сомнатх

Сомнатх1.png
Сомнатх. Фотография сделана во время парикрама в 2017 г.

Считается наиболее священным из 12 джьотирлингамов. Расположен в штате Гуджарат. Во время нашего парикрама по Индии в 2017 г. нам посчастливилось оказаться в этом месте и посетить храм, расположенный на берегу океана. Появление этого джьотирлингама связано с известной легендой, которая объясняет, почему Чандра, иначе Луна, Сома (отсюда и название храма), то уменьшается, то увеличивается в размере.

Чандра взял в жены 27 накшатр – дочерей Праджапати Дакши – пообещав тому относиться ко всем сёстрам одинаково хорошо. Однако он все время стал проводить только с одной женой – Рохини. Остальные двадцать шесть жён просили супруга навещать их тоже, но Чандра не обращал на них внимания. Огорчённые таким поведением накшатры пожаловаться отцу. Чандра дважды внимал просьбе Праджапати, но потом всё снова было по-старому. Третья жалоба дочерей переполнила чашу терпения отца, и он проклял Чандру, наслав на него чахотку. С каждым днём тот становился все слабее, таял и терял блеск. Никакие жертвоприношения не могли исцелить его. По всему миру стали увядать растения и начался страшный голод.

Сомнатх2.png

Тогда Сати, воплощение самой Адишакти, начала молиться Шиве о защите Чандры. Махадев смилостивился. Он смягчил проклятие Праджапати и сделал так, что Сома то уменьшается в размере, то увеличивается (новолуние и полнолуние), и поместил Чандру себе на голову, чтобы обеспечить ему защиту.

Шива сказал, что Праджапати поступил правильно, потому что, если бы он не наказал Чандру, то неуважение к жёнам стало бы плохим примером для всех других мужей в этом мире.

В связи с этим событием Шивой был проявлен джьотирлингам Сомнатх, который напоминает о справедливости и важности следования дхарме.

Считается, что первоначально храм над лингамом был построен Сомраджем, самим Чандрой, из золота, затем восстановлен Раваной из серебра, а затем Кришной и Бхимдевом (одним из правителей Гуджарата) из камня.

Храм Сомнатха называют «вечным святилищем» – он подвергался полному разрушению шесть раз, но всё время отстраивался заново. Существующий в настоящее время храм был построен в 1947 г.

3. Вайдьянатх

Вайдьянатх1.png      Вайдьянатх2.png

Расположен в небольшом поселении Байджнатх в штате Химачал-Прадеш. Храм над лингамом был построен в 1204 г. на средства двух местных торговцев – Ахука и Маньюка, но и до этого здесь, как утверждают, существовал храм Шивы.

Согласно легенде, в Трета-югу с целью стать непобедимым асур Равана поклонялся Господу Шиве на Кайлаше. Чтобы угодить Махадеву, он пожертвовал свои 10 голов во время хавана (огненного ритуала). Шива был доволен преданностью Раваны и не только восстановил его головы, но и наделил его великой силой.

Равана попросил Господа Шиву сопровождать его в обратном пути на Ланку и поселиться там, чтобы асур мог посвятить всю жизнь служению Господу. Но также Равана хотел, чтобы Махешвара был только на Ланке и нигде более. Шива согласился пойти со своим преданным в его царство, но попросил того правильно понять эту милость. Махадев принял форму каменного лингама, а перед этим сказал, что лингам будет установлен там, где его опустят на землю. Равана шёл много дней, неся лингам. В это время Ганеша обратился в пастуха Байджу и направился навстречу Раване. Увидев, как тот устал, Байджу принёс ему воду. Утолив жажду, Равана почувствовал, что ему нужно отлучиться, и попросил пастуха подержать лингам. Когда асур отошел, Байджу опустил лингам на землю, откуда асур уже не смог его сдвинуть. 

Таким образом Шива хотел проучить горделивого Равану и напомнить всему миру, что он не может принадлежать кому-то одному. Он является вездесущим и вечным.

4. Рамалингешвар, или Раманатхасвами

Рамалингешвар1.png     Рамалингешвар2.png

Установлен в штате Тамилнаду в городе Рамешварам, который расположен на острове, отделённом от материковой Индии каналом и находящемся рядом со Шри-Ланкой. Это самый южный из всех джйотирлингамов. Вместе с Варанаси Рамешварам считается одним из самых священных городов в Индии.

Рамалингешвар3.png     Рамалингешварам4.jpg

Этот джьотирлингам связан с легендой о Сите и Раме. Как известно, Вишну явился на землю в образе Рамы, чтобы показать пример праведной жизни, в полном соответствии с дхармой, а также чтобы сразиться с Раваной и покончить с его злодеяниями.

Чтобы освободить свою жену Ситу из плена, Рама должен был убить Равану. Тот являлся брахманом по происхождению. Убийство брахмана считается тяжким грехом, и Рама задумался, не станет ли это позором для всей царской династии. Перед тем, как отправиться на Ланку, Рама создал лингам из песка и стал молиться Шиве, чтобы обрести ясность. Господь явился перед Рамой и сказал: 

«Добросовестный никогда не позволяет сомнению отягощать его. Здесь не стоит вопрос о грехах и заслугах. Ты делаешь это, чтобы положить конец злодеянию. Такое дело не может ни улучшить будущее твоей династии, ни привести её к упадку. Все зависит только от одного вопроса – делается ли это из эгоистических целей или в отрешённости».

Сомнения Рамы развеялись. А то место, в котором он поклонялся Шиве, было названо Рамешварам Махадев. Слово रमेश्वर (rameśvara) означает «Тот, кто является повелителем Рамы» – одно из имён Шивы, о котором напоминает это место. 

По другой версии этот лингам был установлен после убийства Раваны. Рама решил совершить поклонение Шиве, чтобы очиститься от греха убийства брахмана. Он отправил своего верного помощника Ханумана на гору Кайлаш за лингамом. Но Хануман там задержался, а благоприятный срок для проведения пуджи подходил к концу. Тогда Сита сделала Рама-лингам из песка. 

Когда Хануман вернулся, то расстроился, что его не дождались. Рама приказал убрать ранее установленный лингам и на это место поставить принесённый Хануманом, но все попытки сдвинуть с места Рама-лингам оказались безуспешными. Во время одной из таких попыток Хануман попытался переместить лингам, обхватив его хвостом. У него ничего не вышло, но следы от хвоста до сих можно увидеть. Рама приказал поставить принесённый Вишва-лингам рядом с Рама-лингамом и провозгласил правило: в первую очередь совершать пуджу Вишва-лингаму (который принёс Хануман) и лишь затем Рама-лингаму (который сделала Сита).

5. Трйамбакешвар (Тримбакешвар)

Расположен у истоков священной реки Годавари в 30 км от города Насика, в селе Тримбак штата Махараштра. Здесь находится Кушаварта – пруд для омовения, который считается символическим происхождением реки Годавари. Лингам покрыт изображающей Тримурти золотой маской, на которой установлена инкрустированная драгоценными камнями корона, датированная временами Пандавов (конец IV тысячелетия до н.э.).

Согласно легенде, у Махадева был преданный по имени Гаутама. Его современник, мудрец Питамбара, очень ему завидовал. Он всячески пытался оскорбить Гаутаму и обвинил его в том, что тот осквернил чистые воды пруда и таким образом попытался уничтожить плоды многолетних аскез йогинов, практикующих в Тримбаке. Люди стали кидать в Гаутаму камни. Тогда Шива предстал в образе йогина и сказал, что каждый камень, брошенный в мудреца Гаутаму, полетит в противоположную сторону с удвоенной силой. Так и случилось. Все, кто нападали на Гаутаму, разбежались.

Тримбакешвар1.png     Тримбакешвар2.png

Однако пруд остался оскверненным, и Гаутама спросил, как вернуть ему чистоту, чтобы обеспечить благополучие всех практикующих в этих местах? Шива дал мудрецу наставление молиться Ганге, т.к. только её воды могут смыть скверну. Ганга ответила на мольбы Гаутамы, но спросила, готов ли Тримбак её встретить? Достаточно ли здесь пространства и глубины? Тогда Гаутама и все жители деревни призвали Шиву, и Ганга снизошла на землю. В этом месте Ганга носит имя Годавари.

Эта легенда напоминает о таких качествах Шивы, как готовность защищать своих истинных преданных, а также способность контролировать мощную силу, которую символизирует поток Ганги. 

Тримбакешвар3.png

Интересно, что это место также связано с именем Горакшанатха. Недалеко от него находится Горакх Гуфа – место, где Горакхнатх практиковал тапас, а также важное для Натха-сампрадаи место – Анупан Шила: именно там 9 Натхов и 84 Сиддха слушали когда-то наставления Горакшанатха. С тех пор скала является священной и там проводятся значимые для Традиции ритуалы. Фотографии этого места были сделаны нами во время паломничества в 2016 г. 

6. Гришнешвар, или Гхушмешвар

Гхушмешвар1.png     Гхушмешвар2.png

Находится менее чем в километре от пещер Эллора, в штате Махараштра. За свою историю храм несколько раз перестраивался и нынешний облик приобрёл в XVIII веке. Является самым маленьким из всех 12 святилищ, в которых расположены джьотирлингамы.

Согласно легенде, в одной деревне жили муж и жена Судеха и Судхарма, которые были преданными Шивы, но не были благословлены ребёнком. Судеха чувствовала свою вину в том, что не могла подарить мужу радость отцовства, поэтому она попросила Судхарму жениться на её младшей сестре Гхушме. Благодаря своим хорошим качествам, Гхушма быстро стала дорога Судхарме. Судеха стала завидовать своей сестре, забыла о поклонении Шиве, а родившегося племянника стала воспринимать как причину своего горя. В конце концов она его убила. Гхушма была в отчаянии, но она простила свою сестру и стала молиться Шиве. Махешвара был доволен добротой и преданностью Гхушмы и оживил её сына, а также предстал перед жителями деревни и, по просьбе своей преданной, явил себя в форме джьотирлингама Гхушмешвара.

7. Бхимашанкар

Расположен на берегу реки Бхимы около города Пуна в штате Махараштра. Храмовые постройки датируются XIII и XVIII веком и выполнены в индийском архитектурном стиле нагара. 

Бхимашанкар1.png     Бхимашанкар2.png

Появление джьотирлингама в этих местах связывают с легендой об ракшасе Бхиме, который решил отомстить Раме за смерть своего отца – великана Кумбхакарны, погибшего во время битвы между Рамой и Раваной. Бхима совершал суровую аскезу в течение тысячи лет и в качестве милости попросил у Брахмы, чтобы его не смогла убить ни одна из форм Вишну. После этого ракшас напал на царя Камарупешвару и заточил его в тюрьму. Тот вылепил лингам из песка и стал поклоняться Шиве. Бхима запретил царю молиться Махадеву, а когда тот отказался, решил убить его. Тогда явился сам Шива и защитил своего преданного, а также рассказал ракшасу, что перед смертью Кумбхакарна признал божественность Рамы и получил освобождение. По просьбе Камарупешвара Шива установил на этом месте джьотилингам Бхимашанкар, чтобы никакая сила, в том числе невежество, тамас, которые олицетворяет ракшас, не могла уничтожить истинную преданность и веру.

8. Малликарджуна (Шришайла)

Установлен в городе Шришайлам, в штате Андхра-Прадеш. Храм расположен на вершине холма Ришабхагири на берегу реки Кришна. Шакти, супруга Шивы, почитается здесь в форме Бхрамарамбы. Город примечателен тем, что здесь также находится Шакти-питх (таким сочетанием обладают ещё Варанаси и Удджайн). 

Малликарджуна1.png     Малликарджуна2.png

По одной из версий, появление этого джьотирлингама связано с Картикеей – сыном Шивы и Парвати. Однажды Вишварупа пришёл на Кайлаш с просьбой выдать своих дочерей за Ганешу. Предложения было принято, но, по правилам, пока не женится старший сын, младший тоже не должен был жениться. Картикея был уверен, что из-за своих обязанностей защищать Юг, он не может думать о свадьбе, поэтому, чтобы не мешать брату, решил покинуть Кайлаш. Тогда Шива и Парвати отправились к нему, чтобы объяснить Картикее, что личные обязанности тоже являются частью дхармы, а решения, принятые в состоянии отдаления от Высшего, не приводят ни к чему хорошему. Чтобы мир всегда помнил это, на этом месте появился джьотирлингам Малликарджуна, который считается первым, в котором Шива и Парвати были установлены вместе.

9. Махакалешвар

Расположен в городе Удджайн неподалёку от Рам-гхата на реке Шипра, в штате Мадхья-Прадеш. Здесь также расположен один из Шакти-питхов, а каждые 12 лет в этом городе проводится Кумбха-мела. 

Махакалешвар1.png     Махакалешвар2.png

Считается, что храм был построен предками Кришны ещё в Двапара-югу. В то время здесь жили четверо братьев – Деваприя, Приямедха, Шукрута и Шурвата – которые прославились своей мудростью и преданностью Шиве, а также асур Душана, разрушавший храмы и убивавший паломников. Узнав о братьях, он решил напасть на них и лишить их жизни. О его намерениях стало всем известно, люди уговаривали братьев покинуть дом и бежать, но те спокойно ждали прибытия Душаны, а когда тот попытался их убить, явился Шива в форме Махакалы и уничтожил асура. Довольный верой свои преданных, Шива решил выполнить любое их желание. Братья попросили Шиву всегда пребывать рядом с ними, и тогда Махакала растворился в лингаме их храма.

Этот джьотирлингам напоминаем об одной из форм Шивы – Махакале, «Великом времени», которое выходит за рамки любых мерностей, разрушает иллюзорное представление о мире и направляет преданных к осознанию бесконечности Вселенной. 

10. Омкарешвар

Омкарешвар1.png

Тоже располагается в штате Мадхья-Прадеш. Храм находится на острове Мандхата на реке Нармада. Считается, что остров по своей форме напоминает слог «ОМ». На острове находятся два храма Шивы: Омкарешвар и Амарешвар.

Согласно одной из легенд, гора Виндхья захотела стать больше горы Меру и, чтобы исполнить своё желание, стала совершать суровую аскезу. Шива, довольный её усердием, согласился в качестве милости даровать горЕ способность бесконечно увеличиваться в размерах, но только при одном условии: Виндхья никогда не должна будет создать проблем в мире. В том месте, где Виндхья совершала аскезу, Шива проявил себя в форме джьотирлингама, состоявшего из двух частей: Омкарешвар и Амарешвар. 

Гора Виндхья начала расти, но не сдержала своего обещания. Она закрыла собой солнце и луну, а Земля уже не могла выдерживать её веса. Тогда дэвы обратились за помощью к риши Агастье. Вместе со своей женой мудрец обхитрил гору, уговорив её перестать расти до тех пор, пока они снова не придут к ней. Они так никогда и не вернулись, из-за чего гора перестала расти.

Омкарешвар2.png

По другой версии, когда Виндхья стала больше самой Вселенной, перед ней предстал Шива, и гора увидела, что на самом деле она меньше зерна рудракши на Махадэве. Виндхья осознала свою ошибку, и Шива объяснил ей, что счастье и удовлетворение – это внутренние состояния, поэтому их нельзя достичь с помощью внешних объектов. Из стремления стать «больше» кого-то может родиться только высокомерие и страдания. Также Шива объяснил Виндхье значение слога «ОМ»: из него появились все слова и весь мир. Можно сказать, что «ОМ» – это само Творение, и при этом Творение находится в слоге «ОМ», поэтому он – за пределами любых определений, его можно только ощутить в состоянии совершенно спокойного ума, без мыслей и ожиданий. Также слог «ОМ» и Тримурти неотделимы друг от друга. Считается, что произнесение слога «ОМ» может избавить человека от всех недостатков, беспокойств и привязанностей, поэтому этот слог обычно произносится перед именами Триады Богов. А если произносить «ОМ» со всей преданностью и наивысшей концентрацией, то можно ощутить Шиву, Вишну и Брахму одновременно. Чтобы преданные всегда помнили эту истину, Шива установил джьотирлингам Омкарешвар. 

Омкарешвар3.png

11. Вишванатх (Вишвешвар)

Располагается в городе Варанаси (Каши, Бенарес) на берегу реки Ганга, штат Уттар-Прадеш. Первое упоминание о храме на этом месте содержится в «Сканда-пуране». Он разрушался и перестраивался много раз. В настоящее время комплекс украшает покрытый золотом шпиль, из-за чего его иногда называют Золотым храмом. 

Вишванатх 1.png

Однажды во время творения Вселенной Вишну пожелал создать для Шивы святое место. Вдохновленный Нараяной, Махешвара сотворил город, названный Панчакоша (पञ्चकोश, «пять оболочек»). Вишну на протяжении эпох совершал в этом месте аскезу, по завершении которой многие реки стали стекаться в это место. Довольный видением происходящего, Нараяна качнул головой, и его украшение (मणिकर्णिका, maṇikarṇikā) упало. Шива подхватил его и поместил вместе с Панчакоши на тришул. Считается, что этот город настолько дорог Шиве, что не разрушится даже во время великой Пралайи. Затем Шива перенес на Землю святой город, который стал называться Панчакоша Каши, а место падения украшения Вишну было названо Маникарника-тиртха, это пятая из священных тиртх. Именно на Маникарника-гхате находится место кремации умерших. Чтобы мир помнил о связи Шивы и Каши, Махадев установил в этом городе джьотирлингам Вишвешвар или Вишванатх («Владыка мира»). 

Вишванатх 2.png

12. Кедарнатх

Располагается в деревне Кедарнатх, штат Уттаракханд. О существовании храма на этом месте говорится ещё в «Махабхарате».

Кедарнатх 1.png     Кедарнатх2.png

Появление этого джьотирлингама связывают с именами двух преданных Шивы – Нары и Нараяны, которые были аватарами Вишну и много лет совершали аскезу на горе Кедар в Гималаях. Довольный их тапасом Шива появился перед ними и сказал, что выполнит любое желание. Нара и Нараяна попросили Махешвару проявиться в этом месте в форме лингама, чтобы по пути на Кайлаш преданные могли бы ощутить такое же блаженство и радость, какое пережили они при виде Шивы. Считается, что все, кто искренне почитают джьотирлингам Кедарнатх, могут достичь счастья, совершенной преданности и мокши. 

Это место указывает на то, что Шива милостив ко всем своим преданным и каждому может даровать освобождение.