О Махашиваратри

Каждый год на 13 или 14 день уменьшающейся луны (Кришна Пакши) индийского месяца Пхалгун по всей Индии проходит фестиваль Махашиваратри, что в переводе означает "Великая ночь Шивы".

В 2017 году его отмечают в ночь с 24 на 25 февраля (расчет для Москвы). Расчет сделан Школой Йоги Натхов специально для ресурсов школы сайтом http://5anga.info

Шива-ратри — очень благоприятное время во всех отношениях, способствующее прогрессу, как в духовной практике, так и в материальной жизни.

В Сканда-пуране описывается четыре вида Шива-ратри:

Нитья Шива-Ратри (ежедневный Шива-Ратри — каждую ночь). 
Маса Шива-Ратри (ежемесячный Шива-Ратри), который соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый титхи -лунный день) Кришна-Пакши (убывающей Луны). 
Магха-Пратхам-Ади Шива-Ратри, который соблюдается в течение первых тринадцати титхи (лунных дней) месяца Пхалгун. 
Маха Шива-Ратри, который соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый титхи) Кришна-Пакши (убывающей Луны) месяца на Пхалгун (Магха). В ночь этого Чатурдаши Шива почитается в течение всей ночи. 

Из них Махашиваратри считается наиболее важной вратой (обетом) для последователей Шивы и является большим религиозным праздником для всех хинду. Для женщин также очень благоприятна эта ночь, поскольку Парвати, супруга Шивы, считают "Гаура" — дарующей семейное счастье и длинную благоприятную семейную жизнь.

Празднование Махашиваратри

Как правило, весь день и ночь соблюдается пост, пища (прасад) принимается уже на рассвете следующего дня. Ночью желательно не спать, непрерывно медитируя на Шиву; ее следует провести за совершением пудж и чтением джапы, воспевая Шиву джи в гимнах и стотрах, слушая легенды о Нем.

В различных областях Индии этот фестиваль отмечают по-разному. Особо Махашиваратри празднуется в Варанаси (Каши) — священном городе Господа Шивы и в Кашмире — области, где почитание Шивы было особенно сильно развито.

В Шива-пуране предписывается каждые три часа проводить пуджу, связанную с определенным аспектом Шивы.

  • Первая пуджа — вайдика (ведическая) — имеет саттвическую направленность; в ней Шива почитается как Рудра. Пуджа завершается возлиянием на Лингам молока. 
  • Вторая пуджа — пураника (пураническая) — пышная, раджасичная; Шива почитается как Садашива в духе Дакшиначары. Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта.
  • Третья пуджа — тантрика (тантрическая), вамачарская, соотносится с гуной тамаса; почитание Шивы совершается в образе Бхайравы и завершается возлиянием на Лингам гхи (топленого масла). 
  • Четвертая пуджа — брахма — трансцендентная, внутренне-медитативная, она выполняется в предрассветное время — брахма-мухурту. В этой пудже почитается Пара-Шива (высший аспект), она завершается возлиянием меда. 

Натхи в эту ночь поклоняются в первую очередь Шиве Горакшанатху, поскольку Горакшанатх есть Шива-сварупа — сущность Шивы, в котором находится все проявленное и непроявленное мироздание. Натхи почитают Шиву в образе Адинатха, который является Джьоти-сварупой, сущностью духовного света. Они почитают Шиву во всех Наванатхах и Махасиддхах, в самых различных проявлениях, и основное из них — это Гуру. Именно через Гуру можно познать Шива-таттву во всей полноте.