Рождение Горакшанатха
Жизнь Горакшанатха интересно и символично описана в мифах, начиная с самого рождения. Считают, что Горакшанатх является не только сыном и учеником Матсьендранатха, но и его Гуру.
Однажды Шива проповедовал учение йоги своей жене Парвати на берегу моря; Парвати же заснула во время проповеди. Но случилось так, что в это время недалеко от берега отдыхала огромная рыба, в чреве которой пребывал Матсьендранатх. Он слышал все до последнего слова. Когда Шива закончил свою проповедь тайных садхан йоги, он увидел прекрасную Парвати спящей и разгневался. Неизвестно, что бы случилось, но тут вдруг перед Шивой предстал Матсьендра и молвил: "Не гневайся, о Учитель! Я случайно услышал и запомнил каждое твое слово и теперь полон стремления практиковать и служить тебе, Великий Гуру!". Без сомнения, Шива был тронут и рад, что у него появился ученик, и гнев его растаял. Он раскрыл своему ученику еще многие и многие секреты йоги, а Матсьендранатх преданно служил своему Гуру.
Перед тем, как отправиться в странствия, Матсьендранатх попросил Шиву явиться в качестве его ученика. Вот как это случилось. Однажды Матсьендра, путешествуя и прося подаяния, забрел в некий город. Одна печальная бездетная женщина накормила йогина и, видя его могущество, рассказала о своем горе – она хотела сына. Матсьендранатх дал ей чудесные пилюли (вибхути). Однако женщина не поверила, что пилюли могут как-то помочь, и выбросила их в навозную кучу.
Через 12 лет Матсьендранатх опять проходил через этот город как раз мимо дома той самой женщины. Он поинтересовался, как поживает ее сын. Когда же он узнал правду, то подошел к той куче и позвал: «Горакшанатх!». И тотчас из кучи навоза возник прекрасный сияющий мальчик двенадцати лет, в котором воплотился сам Шива. Этот миф отчетливо демонстрирует последовательность передачи учения йоги от Шивы Адинатха, Изначального Гуру, через Матсьендранатха к Горакшанатху.
Существует еще одна известная версия появления Горакшанатха, описанная в поэме "Победа Горокхо" (Горакшавиджайя). Сотворяя мир, безымянный Творец посредством своей Шакти создал космическое тело в облике йога. Изо рта его появился Шива, из пупа – Мин (Минанантх или Матсьендранатх), из костей его возник Хари-пха (Джаландхаранатх), из уха появился разгневанный Кан-пха (Чаурангинатх), а из джаты (спутанные волосы) – Горакшанатх в нищенском одеянии сиддхов и с сумкой для подаяний.
Значение имени
Легенда о рождении из навоза, возможно, объясняет значение имени "Горакшанатх" или "Горакхнатх" – "гхор" на хинди означает грязь, навоз. Другое значение слова "гхор" – ревностный, устрашающий, подобными словами обычно описывали суровую аскетическую практику.
Имя Горакхнатх может также означать "повелитель рогатого скота" ("го"– корова, "натха" – повелитель); иногда встречаются упоминания о том, что Горакхнатх был сыном Шивы, рожденным от коровы.
Этимологическое значение имени Горакша было предложено также в Горакша-натха-стотре: "га" – означает guNasaMyukta (одаренный заслугами), "ра" – rUpa (прекрасной наружности), "Kша" – akshaya brahma (нетленный Брахман). Таким образом, Горакша – тот, кто одарен многими способностями и привлекательной внешностью и подобен самому Брахману.
Согласно "Горакша-упанишаде", Горакша – защитник чувств (gAH rakshati; go означает органы чувств), т.е. тот, кто держит чувства под контролем.
Считают также, что Горакша – это защитник коровы, в которой находятся все божества, таким образом, он является защитником и покровителем дхармы.