Традиция
История традиции Натхов
Натха-сампрадая — это древняя аутентичная традиция йоги в Индии, основанная великим Гуру и сиддхом Шри Горакшанатхом. Традиция сохранилась до наших дней, особенно в северных районах Индии, хотя храмы Горакшанатха и натха-йогинов можно встретить во всех штатах Индии и даже в Бангладеше, Шри Ланке, Пакистане, Афганистане, Непале.
>>>Натхи сегодня
В настоящее время Натха-сампрадая весьма распространена в Индии, садху с прорезанными ушами (канпхата) можно встретить как в большом городе, так и в отдаленных деревнях, лесах, горах. Множество мирян осведомлены о традиции, часть из них являются бхактами (последователями) Горакшанатха. Маханты крупных храмов проводят правачаны (проповеди о традиции) для широких масс людей. Во время крупных индуистских праздников, таких как Шиваратри, Наваратри, Гуру-Пурнима, во многих храмах или ашрамах организуются масштабные мероприятия, проводятся чтения священных текстов, пуджи, агнихотры, раздается бесплатная еда всем желающим.
>>>Мировоззрение
Абсолютная Реальность описана этой системой как чистое, совершенное и абсолютное Существование (Сат), чистое, совершенное и абсолютное Сознание (Чит), и также как чистое, совершенное и абсолютное Блаженство (Ананда). Эта Окончательная Реальность и Абсолютная Истина часто упоминается натхами как Шива, или Пара-Самвит. Он — чистый и совершенный Сат-Чид-Ананда, Абсолютный Источник всех порядков существований, сознания и опытов во вселенной.
>>>Йога-садхана
Практика йоги в традиции Натхов очень разнообразна и во многом зависит от того, чему учит Гуру. Собственно, именно наставлениям Учителя придается первостепенное значение, поскольку он разбирается в многочисленных техниках и методах достижения совершенства и знает, что из этого будет полезно для ученика в каждый конкретный момент времени, что будет развивать его наиболее эффективно. Поэтому, как правило, у натховских учителей не существует какой-либо единой конкретной системы практики, которая бы подходила для всех учеников. Однако, есть ряд общих закономерностей и элементов в йогической садхане натхов, которые мы здесь и опишем.
>>>Посвящения и атрибуты натхов
В традиции Натхов существует 3 основных посвящения, определяющих образ жизни и уровень садхака. Среди атрибутов наиболее важны те, которые садху получает от Гуру в момент посвящения. Это нади-джанео и кундалы. Они являются отличительными признаками садху, следующего путем натха, и играют значительную роль в практике ученика.
>>>Натхи и Божества
Считается, что через то или иное Божество можно постичь все мироздание, а Божество через Гуру, мантру и, конечно же, через практику йоги. Практика йоги станет духовно результативной только в том случае, когда она сгармонизирует отношения с миром в целом, а не только с какой-то одной его частью. Настоящий йогический опыт включает в себя всё то, что достигается в практике различными духовными школами и традициями.
>>>Адеш
Обычно все натхи при встрече друг с другом произносят слово «Адеш». Оно означает взаимосвязь, единство Атмы (Я), Дживатмы (индивидуальное сознание) и Параматмы (вселенское сознание, высшее Я, Абсолютная Реальность). В Индии существуют разные трактовки понятия Атман, но, в целом, Атман означет «Я есть». Если душа человека независима от тела, то ее называют Атмой, если зависит от тела, ограничена им, как у большинства людей, — Дживатмой.
>>>Гуру и ученик. Часто задаваемые вопросы
Какие требования предъявляются к ученику?
Требование только одно, но в нём содержится и всё остальное —выполнять наставления, независимо от того, что нам говорит наш ум. На то Гуру и нужен, чтобы помогать нам решать наши проблемы, с которыми мы сами в целом не способны справиться. Вы пришли к врачу и он вам даёт лекарство, лекарство может быть сладким, горьким, любым.
>>>Нада и бинду
Нада и бинду — это созидательные аспекты Шакти-таттвы (два состояния ее созидательности и готовности творить), и происходят они из союза Шивы и Шакти. Это определенные стадии проявления Абсолюта в качестве всей Вселенной.
Из единения Шивы и Шакти возникает созидающее мышление. Такое единение и взаимосвязь называется "нада". На этом этапе потенция шакти-таттвы действовать превращается в активную деятельность. Поэтому в "нада-шакти" преобладает крийя (kriya).
Согласно "Прайогасаре", шакти, которая "обращена к" состоянию освобождения, пробуждается как нада и обращается к Шиве.
Антахкаран
«Антар» означает внутренний, «кара» — орган или «карана» — действие, общая сумма значений дает «внутренний орган психической деятельности». Но, на мой взгляд, для полного знания, что такое антахкаран, недостаточно даже полных академических знаний, это дело духовного опыта. Причем опыта не умственного, так как ум сам входит в систему антахкарана, следовательно, нужен опыт запредельный уму, чтобы видеть его природу.
>>>