История традиции Натхов
Натха-сампрадая — это древняя аутентичная традиция йоги в Индии, основанная великим Гуру и сиддхом Шри Горакшанатхом. Традиция сохранилась до наших дней, особенно в северных районах Индии, хотя храмы Горакшанатха и натха-йогинов можно встретить во всех штатах Индии и даже в Бангладеше, Шри Ланке, Пакистане, Афганистане, Непале.
В Индии Горакшанатх и другие известные йоги почитаются натхами как реализовавшие кайя-сиддхи и достигшие бессмертия. Именно Горакшанатх развил индийскую хатха-йогу, известную как кайя-садхана и пинда-садхана. Он также известен как великий тантрик и чудотворец, о нем существует немало легенд. Практики натхов включают внутреннюю алхимию, ведущую к бессмертию. На протяжении многих веков натхи передавали свои знания по цепи ученической преемственности, благодаря чему традиция сохранилась до наших дней; на протяжении всего этого времени различные духовные системы Индии заимствовали методы йоги натхов. Поэтому Горакшанатха по праву считают основоположником хатха-йоги.
Махайог Горакшанатх написал около пятидесяти текстов по философии, метафизическим аспектам йоги и различным методам йога-садханы. Он основал орден канпхата-йогинов, отличительным признаком которых служат большие серьги в ушах, символизирующие солнечную и лунную энергии. Натхов так же можно узнать и по другому атрибуту — ритуальному свистку нади, который они носят на черной шерстяной нити джанео. Этот символ связан с практикой нада-анусандханы, предназначенной для работы со звуковой вибрацией. Нить джанео связана с энергетическими каналами в теле — ида (лунный) и пингала (солнечный).
Точную дату появления оформившейся традиции натхов в Индии пытались вычислить многие исследователи не только в Индии, но и на Западе. Наиболее известные среди них: Г. Бриггс, Шахидулах, Д. Гордан и др. Несмотря на все свои многочисленные исследования тот же Бриггс признал, что в этом вопросе можно только делать сомнительные предположения.
Согласно легендам, традиция восходит к самому господу Шиве, который поведал сиддханту (учение) своей супруге Деви, как это принято во многих тантрах. Очень распространена история о том, как диалог Ади-натха Шивы и Деви подслушал Матсьендранатха, пребывая в чреве рыбы под водой.
Матсьендранатха также известен под разными именами в Буддизме, например, Луипа или же боддхисатва Авалокитешвара, Маччханда в Кашмирском Шиваизме, о нем упоминается в текстах таких шактийских традиций, как: Кубджика (эпитет Кундалини-шакти), Кали-крама (Калиная), Шри Видья (Трипура Сундари), Йогини-каула (культ 64 йогини), о нём также упоминает основатель вайшнавского культа «Варкхари» — известный Джнянешвар. Матсьендранатха — отец двух учителей Нимнатха и Паршнатха, которые почитаемы в Джайнизме. О Матсьендрнатхе и Горакшанатхе упоминается в сикхском трактате "Ади-грантх".
Истории о Горакшанатхе и его учении встречаются очень противоречивые. С одной стороны, он — ученик Матсьендранатха, с другой — он выступает в роли его оппонента и спасителя из царства женщин. Иногда он предстает как противник вайшнавизма, но в то же время некоторые вайшнавские традиции его почитают и принимают его методы йоги. Во многих историях Горакшанатх выступает в роли сторонника индусской йоги и многие буддисты ваджраяны принимают его как Гуру, переходят в натхи, но при этом он почитается буддистами, как реализованный махасиддха Горакхпа. Также его почитают на Юге Индии тамильские сиддхи (ситтары) как одного из 18 великих учителей-махасиддхов. Учителя Кабир и Нанак упоминают Горакшанатха в своих произведениях и трактатах.
Интересно, что буддисты излагают свою версию о Горакшанатхе. Согласно буддистским источникам, Горакшанатха был буддистом, известным как Раманаваджра, он нашел ковчег в городе, ныне известном как Горакхпур, где было проявлено божество, и в честь него он взял себе имя Горакшанатха.
Древняя история Непала свидетельствует, что в 6-м или 7-м столетии н.э. страна переживала засуху из-за нехватки дождя в течении 12 лет. По милости махайога Матсьендранатха страна была спасена, с тех пор он считается покровителем Непала. Говорят, что его ученик Горакшанатх тоже посещал Непал в этот период в поисках своего Гуру.
Позднее утверждалось, что королевская династия Непала была установлена по милости Горакшанатха. С тех пор, отпечатки следов Горакшанатха украшают королевскую корону, а его святое изображение напечатано на монетах. Это ясно показывает, что влияние Матсьендранатха и Горакшанатха было широко распространено в 6—7 столетиях. Отважные горкхи Непала получили свое название, т.к. являлись искренними последователями Горакшанатха.
Некоторые полагают, что Горакшанатх жил в 10—12 веке, однако существует множество текстов, где упоминаются имена Горакшанатха и его учеников, некоторые из них могли быть написаны в 3 в. до н.э., например, Брахманда-пурана, Вайю-пурана, Сканда-пурана и др. Исследователи допускают, что, вероятно, было несколько Гуру известных под именем Горакшанатха, или же это был один Гуру, или же Бог Шива, который по разному проявлялся в своих трансцендентных играх «лилах».
Многие из великих натха-йогинов почитались наравне с шиваитскими, буддистскими и тибетскими святыми последователями различных направлений. Из этого следует, что натха-гуру не были узко направленными и что их практичное мировоззрение одинаково принималось серьезными практикующими различных школ.
Монашеская организация, которая была основана Maтсьендранатхом и Горакшанатхом для того, чтобы проповедовать их учение по всей стране, в начале второго тысячелетия разделилась на множество ветвей, называемых пантхи, двенадцать из которых были признаны основными составляющими натха-йога сампрадаи. Ниже перечислены 12 пантхов:
- Сатьянатх-пантх (также известный как Брахма-пантх)
- Дхарма-пантх (связанный с именем Дхармараджа Юдхиштхира)
- Рам-пантх (связанный с именем Вайкунтханатха)
- Натешвар-пантх (также известный как Дарьянатхи)
- Kaнтхар-пантх (связанный с именем Кантхарнатха)
- Kaпалани-пантх (связанный с именем Капил Муни или Капиланатх)
- Вайрагья-пантх (также известный как Бхартрихари-пантх, основатель Бхартрихари натх)
- Maннатх-пантх (также известный как Гопичанд-пантх)
- Aи-пантх (также известный как Айаке)
- Пагал-пантх (связанный с именем Чоурангинатха или Пуран Бхагат)
- Дхваджа-пантх (связанный с именем Ханумана)
- Ганганатх-пантх (связанный с именем Бхишмы, сыном Матери Ганги).
О происхождении этих пантхов существуют отдельные легенды. Основателей пантхов, как правило, соотносят с теми или иными известными Божествами Индии или метафизическими принципами. Все пантхи объединяет следование йогическому пути Гуру Горакшанатха, различия проявляются в подходах к практике, в почитании Божеств. В одних пантхах больше развито поклонение Шиве, в других — различным аспектам Шакти. На юге Индии преобладают вайшнавские пантхи.
У каждого пантха есть свои основные центры в разных частях страны, но все центры почитаются каждым пантхом как святыни.