Нада и бинду

(Краткое описание согласно Кашмирскому Шиваизму)

Нада и бинду — это созидательные аспекты Шакти-таттвы (два состояния ее созидательности и готовности творить), и происходят они из союза Шивы и Шакти. Это определенные стадии проявления Абсолюта в качестве всей Вселенной.

Из единения Шивы и Шакти возникает созидающее мышление. Такое единение и взаимосвязь называется "нада". На этом этапе потенция шакти-таттвы действовать превращается в активную деятельность. Поэтому в "нада-шакти" преобладает крийя (kriya).

Согласно "Прайогасаре", шакти, которая "обращена к" состоянию освобождения, пробуждается как нада и обращается к Шиве.

Нада

Нада — наиболее тонкий аспект шабда (звука). Нада, в которую развивается пара-шакти, является непроявленным (avyaktatma) семенем, или сущностью (nadamatra) того, что позже проявляется как шабда.

Нада соответствует садашива-таттве (или садакхъя-таттве).

Существует две стадии нады. Первая из них, маханада (mahanada), или наданта (nadanta), представляет собой первое выдвижение вовне шабда-брахмана.
Другими словами, на этой стадии весь универсум заполняется надантой. На второй стадии — ниродхини — универсальная деятельность нады закончена, но продолжается особая активность, а также происходит превращение в бинду.

Бинду

Бинду — есть состояние шакти, в котором она обретает свойство творящего Владыки вселенной ишвара-таттва. Бинду является завершением первого движения шакти, а также представляет собой дальнейшее развитие крийи. Бинду считается плотным состоянием шакти. Считается, что шакти постепенно переходит от своего тонкого состояния через шакти-таттву и нада, и становится чем-то довольно грубым, плотным, как сила, которая полностью уже готова пройти от стадии потенции к активной манифестации. Этот уровень бинду называется "махабинду", или "парабинду".

Бинду предполагает как пустоту (шунья), так и качество (гуна). Бинду пусто, поскольку является Высшим Брахманом. Но также оно имеет и определенное качество, будучи творящим аспектом (шакти) Брахмана, который последовательно развертывается в пурушу и пракрити-таттвы, где последняя наделяется качествами. Рассматриваясь как ишвара-таттва, шакти называется бинду, поскольку здесь сознание полностью отождествляет себя с универсумом как с непроявленным "Это" (идам), и таким образом субъективирует "Это", и становится вместе с ним точкой сознания.

Парабинду — это Шива-Шакти, как принцип нераздельности и нерасчлененности. Далее парабинду разделяется на калаа (созидательный динамизм) и становится тройным — бинду, нада и биджей.

В Шарадатилаке говорится: "To, что является высшей Шакти, снова разделяется на три; и такое разделение известно как бинду, нада и биджа. Те, кто сведущи в агамах, считают, что бинду имеет природу Шивы, биджа - Шакти, а нада есть взаимосвязь между первыми двумя".

Таким образом, сначала происходит первое разделение на шакти, нада и бинду, где нада — это майтхуна, или соединение (йога) Шивы и Шакти, производящее парабинду.

Парабинду затем снова разделяется на три аспекта шакти (три бинду), уже в более грубой форме. Три бинду образуют великий треугольник "мировой страсти" (kamakalaa).

Три бинду — это солнце, луна и огонь, а также это три шакти — иччха, джняна и крия, связанные с тремя гунами саттва, раджас и тамас. Кроме того, три бинду известны как белая (сита, sita), красная (шона, Shona) и пестрая (мишра, mishra) бинду. Они представляют такие аспекты брахмана, как пракаша, вимарша и пракаша-вимарша.

"Камакалаа" воплощает в себе три аспекта творения — Брахму, Вишну и Рудру; они вместе со своими Шакти (Вама, Джьоштха и Раудри) образуют стороны этого равнобедренного треугольника.

По материалам книг "Гирлянда букв" (Артур Авалон), "Вак — понятие слова в избранных индуистских тантрах" (Андрэ Паду)