История Ханумана

От фольклорного бога-духа до аватара Шивы

Хануман, как и Ганеша, почитается по всей Индии. Пожалуй, нет такого города или деревни, где не было бы дома с изображением этого божества. Форма его – обезьяна, а главные качества - героизм, невероятная сила, мудрость и доброта.

Почитание Ханумана (Марути) уходит своими корнями в глубокую древность. Данный образ был популярен от Гималаев на севере до Рамешварама (Каньякумари) на юге Индии. Фигурки бога-обезьяны, сделанные из разных материалов, также были найдены на территории Северо-восточной Азии (Вавилон, Китай, Иран и др.). 

Там сохранилось большое количество рассказов, мифов и легенд о подвигах Ханумана, но, конечно, со своими вариациями и философско-религиозным контекстом. Яркий пример – китайская Золотая обезьяна Сунь Укун, чье имя переводится как «Сунь, Познавший Пустоту» (Сунь – это общая фамилия всех жителей-обезьян Горы Плодов и Цветов).

hanuman.jpgСогласно научным исследованиям профессора С.К. Рамачандра Рао, которые он излагает в «Энциклопедии Ханумана» (Hanumān koṣa), Марути занимал также почетное место в египетском пантеоне как помощник бога Тота (бог мудрости), которого, кстати, изображали как с головой птицы ибиса, так и с головой обезьяны павиана.

Считается, что он играл важную роль в Книге мёртвых, т.к. следил за равновесием стрелки во время взвешивания душ. Немецкий египтолог Генрих Карл Бругш считал, что павиан был олицетворением Тота как бога равновесия, а сам образ павиана был символом двух равноденствий: осеннего и весеннего. Павиан был связан с Луной, что подтверждается изображениями, где на голове у него полумесяц и диск 2.

Как уже отмечалось, в Индии Хануман особенно почитаем и любим. С древних времён здесь он известен как сын ветра, непобедимый герой, поэтому жители деревень называют его Вира или Махавира (mahāvīra) и прославляют его доблесть, силу и быстроту. Хануман считается защитником поселений, урожая и скота. Махавира охраняет своих преданных в путешествиях, помогает во время бедствий, изгоняет злых духов, уничтожает врагов, лечит от болезней и дарует бесстрашие. Он считается богом чёрной магии и колдовства. Люди верят, что Хануман живёт в джунглях и блуждает по горам. Он дух шторма, молнии и проливного дождя. Махавира одновременно является и героем, и будто бы воплощением самого дьявола, но он любит своих преданных и всегда будет их защищать. Его невозможно увидеть, но легко почувствовать.  

hanuman1.jpgКроме того, Хануман получил широкую известность благодаря связи с Рамой (аватар Вишну), центральным персонажем эпоса «Рамаяна». Это произведение, передаваемое из уст в уста на протяжении столетий, рассказывает о Марути как о бесстрашном герое, обладающем сверхсилой и преданно служившем своему господину. Именно этот образ в настоящее время приобрел наибольшую популярность в Индии и по всему миру. Следует отметить, что Хануман известен под многими именами, которые отражают его происхождение или качества: Капиша (Kapīśā, учитель-обезьяна), Барубонга (Baruboṇga, дух гор) и др. 

Пураны определяют статус Ханумана уже не как фольклорного бога-духа, хоть и обладающего большинством вышеперечисленных качеств, но как самого Шиву. В Падма-пуранах (Padma-purāṇa) утверждается, что Хануман является сиддхой. Это означает его полную самореализацию, т.е. реализацию себя как Шивы (Adi-Siddha). Теперь понятно, почему Марути считают аватаром Шивы или Рудры.

Более того, в текстах Натха-сампрадаи сохранились упоминания о Ханумане как о йогине Бирбанканатхе. В Шритаттва-нидхи (śrītattva-nidhi) прямо указывается, что в ушах Марути были кундалы – серьги-кольца, которые адепт получает в процессе высшей инициации в традицию и которые символизируют собой сиддху и Шиву:

कुण्डलद्व्यसंशोभिमुखाम्बुजमहं भजे ‖

hanuman3.jpgПодробнее о связи Натха-сампрадаи, его основателя Горакшанатха и Ханумана можно почитать здесь.

Одно из имён Ханумана – Ваджранга-бали (Vajrāṅga-bali), которое указывает на то, что он реализовал кайя-сиддхи, когда тело начинает обретать высшие свойства души. Для Ханумана не страшны ни природные катаклизмы, ни оружие, ни время (vajra-kāya).

Считается, что Марути прибывает в Кимпуруша-локе (Kimpuruṣa-loka) вместе с Рамой и Ситой, где продолжает им служить, полностью достигнув слияния индивидуального «Я» с абсолютной и универсальной реальностью. Такое состояние называется дивья-бхава (divya-bhāva).

И здесь стоит вспомнить о трех бхавах, которые выделяют в тантрах:
1) пашу - состояние животного (paśu-bhāva)
2) вира - состояние героя, динамическая природа (vīrabhāva)
3) дивья - состояние божественности, высшего спокойствия (divya-bhāva)

hanuman2.jpgТри бхавы соответствуют трем гунам: тамасу, раджасу и саттве. И если посмотреть на образ Ханумана, то можно увидеть, что в нём содержатся все три бхавы и три гуны. Внешне Хануман пашу – животное, обезьяна, его поведение – это поведение героя (вира), а его истинная сущность – это дивья.

В Индии и в других странах можно встретить изображения или мурти Ханумана с разным количеством голов. Одна из наиболее распространённых - трёхголовая форма. Считается, что в данном случае головы символизируют реализацию трех главных сиддх: мудрость, высшее знание (джняна), сверхъестественные сила сознания (шакти) и тело (кайя).

Важно понимать, что огромная сила и мощь Ханумана может быть как конструктивной, так и разрушительной. Именно поэтому существует много связанных с ним тантрических ритуалов, цель которых изгнать злых духов, демонов и прочую нечисть (в человеке они часто выражены в виде сильных омрачений).

В тантре широко распространена такая форма Ханумана как Панчамукхи, что означает «пятиголовый». Чаще всего это головы обезьяны, кабана, льва, гаруды (орла) и лошади. Распространено мнение, что они символизируют формы Вишну: Вараха, Нарасимха и Хаягрива, а также олицетворяют собой Гаруду и Ханумана. Головы обращены в разные стороны света и отражают определённые качества Панчамукхи:

1) голова обезьяны – юг; победа над врагами; 
2) голова льва – восток; победа над злыми духами;
3) голова орла – запад; победа над любыми препятствиями;
4) голова кабана – север; победа над привидениями;
5) голова лошади располагается наверху и символизирует победу над соблазнами. 

По другой версии головы Панчамукхи соотносятся с пятью элементами: обезьяна - акаша, лев - агни, орёл - вайю, кабан - джала и лошадь – притхви. Такая трактовка объясняет, почему пять голов ещё соотносят с пятью божествами: Вишну (Гаруда, орёл), Шакти (лев), Ганеша (кабан), Шива (обезьяна, в данном случае Хануман как аватар Рудры) и Сурья (лошадь).

hanuman5.jpg

Существует форма Ханумана с десятью головами. Она напоминает о десятиголовом Раване, которого победил Марути, а также символизирует десять жизненных токов (прана) и десять индрий (5 органов восприятия и 5 органов действия). 

Форма одиннадцатиголового Ханумана, скорее всего, символизирует собой одиннадцать форм Рудры (Ekādaśa-rudra). И в то же время Марути иногда называют Калагни-рудра (Kālāgni-rudra), что означает «огонь времени», в котором сгорает вся Вселенная во время пралайи.

Таким образом, различные тантрические многоголовые формы Ханумана отражают или усиливают его разные качества и аспекты, а более распространённый образ Марути (с одной головой) олицетворяет собой для одних духа джунглей и защитника поселений, для других – бесстрашного и преданного героя, для третьих – великого сиддху, йогина, достигшего состояния Шивы. Нельзя сказать, что какой-то один аспект исключает другой. Хануман – это яркий пример многообразия форм в этой Вселенной и одновременно это тот, кто познал Пустоту, а значит, и является ею.

___________________


1 - С.К. Рамачандра Рао, Энциклопедия Ханумана. — Индийский книжный центр в Дели, 2009. 
2 – Эрнест Альфред Уоллис Бадж,  Глава 13 // Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира. — Litres, 2015. — С. 416-434. — ISBN 5457827887.