О практике наданусандханы
Концепция нады
Значение понятия "наданусандхана" можно раскрыть следующим образом: "нада" - поток звука, "анусандхана" – погружение, поиск, поглощение ума звуком анахата-нады (внутреннего звука, не произведенного соприкосновением двух предметов). Многие йогические техники, такие как шат-кармы, асаны и пранямы, – служат подготовительным этапом к практикам растворения праны и ума в наде. Дело в том, что ум, дыхание и речь человека друг с другом связаны, отсюда, успокоение одного ведет к поглощению всех остальных. Этот процесс называют "лайя" (растворение).
Практика погружения сознания в анахата-наду считается самой главной в лайя-йоге (растворение ума), но наданусандхана также есть и в хатха-йоге, где она рассматривается как один из высших разделов практики. Однако какие бы виды йоги – мантра, раджа, бхакти, джняна и др. – мы ни взяли на рассмотрение, большинство из них содержат в себе техники, связанные со звуковой вибрацией. Во многих йогических текстах прану (жизненную энергию, дыхание) отождествляют с Шакти, а сознание – с Шивой, их слияние – с надой; следовательно, нада растворяет в себе колебания праны и колебания сознания (читта-вритти), которые являются взаимозависимыми. При таком растворении нада становится универсальным и всеохватывающим. Несмотря на то что нада изначально является таким, большинство людей не воспринимают его в своем обычном состоянии, так как их сознание поглощено объектами чувств.
Сосредоточение на внутреннем звуке позволяет отстранить сознание от внешних объектов чувств и перенаправить его внутрь себя – на Атман, который является пустотным и вездесущим по своей природе и тождественным вселенской душе – Параматме. Таким образом, нада – это инструмент для реализации идеальной интеграции (самарасатвы) и недвойственности. Принято считать, что из первозвука (шабдабрахмана), из бесконечной пустоты проявилось все мироздание; первозвук – первичный и самый тонкий из всех элементов. И так как он – причина появления всего бытия, то через него же мы имеем возможность вернуться из своего обусловленного состояния обратно к своей высшей природе и первопричине – основе всего творения.
Энергосистема человека состоит из энергетических каналов (нади), все они – проявление основной звуковой вибрации (нады), внутри каналов циркулирует прана и сознание. Прана должна быть уравновешена в каналах посредством техник, очищающих каналы; в хатха-йоге такой техникой является нади-шуддхи пранаяма. Пранаямы бывают в виде простого дыхания (швасы), и с использованием слоговых мантр, таких как "рам", "ям", "тхам", "ом" и др. Считается, что последний вид пранаямы – более совершенный. Это неслучайно, потому как любые мантры также являются проявлением нады, и все основные энергетические каналы, образующие лепестки чакр, связаны с 50 буквами санскритского алфавита, опять же, как проявлениями нады. Мы не станем углубляться в тему мантр, отметим только, что согласно тантрической доктрине все мантры являются средствами проявления тех или иных Божеств и их энергий.
Среди многочисленных мантр есть основные, такие как "СО-ХАМ", "ХАМ-СА", которые человек повторяет при дыхании все 24 часа в сутки. К ним также относится пранава ОМ (звук "ОМ" является сокращенной формой "СО-ХАМ"). Эти мантры – первичные, и несмотря на кажущуюся простоту они связаны с той пустотной реальностью, из которой проявились остальные многочисленные мантры во Вселенной и сама Вселенная в ее тонкой и грубой форме. Тонкое всегда пронизывает более грубое, и поэтому тонкое в себя включает все. Обычный грубый звук (вайкхари), который мы воспринимаем посредством органов слуха, связан с пространством, а пространство – высший из пяти грубых элементов. Например, ветер или огонь не способны проникнуть сквозь стену, как звук; звуковая сила более тонкая, поэтому возможности звука для очищения и расширения ума также очень высоки. Йоги древности это понимали, и поэтому из всех методов лайя-йоги особо выделяли наданусандхану. В текстах также говорится, что Богиня Кундалини-шакти поднимается из нижней чакры к самой верхней чакре, к Шиве, где сливается с ним в соитии. Кундалини движется вверх по каналу сушумна, расположенному в центре тела, но суть заключается в том, что этот канал и есть форма нады, поэтому его называют "нади", и он означает связь Кундалини и Шивы; в какой бы из чакр Кундалини ни пребывала, она и Шива, всегда являются проявленными в виде Богов в этой чакре. Чакры и все их содержимое – это единая система, в которой для йога высшее и низшее, по большому счету, всегда будет относительным. Канал сушумна часто прославляется в текстах, на нем рекомендуют сосредотачиваться как на высшей цели (лакшье). Как уже было сказано, нада и центральный канал – это источник экстатического слияния Шакти и Шивы, и подобно тому как у большинства людей внимание непроизвольно притягивается к сексу, точно так же и поглощение внимания надой – естественный для человека процесс.
С метафизической точки зрения секс – это возвращение к состоянию недвойственности, вот почему он так всех привлекает; преодолеть его низшие бесконтрольные животные формы можно только перенаправив это состояние к высшим причинам, и нада к ним имеет самое прямое отношение. Поэтому пробуждение Кундалини (жизненной силы) и ее раскрытие посредством единения нашего индивидуального сознания (читты) с его причиной – сверхосознанием (парасамвит) – и есть поглощение надой.
Во многих духовных системах описывают различные уровни проявления Шабда-Брахмана (Абсолюта, выраженного в звуке). Так, например, известный грамматист и натха-йог Бхартрихари упоминает три категории звука: "пашьянти" – звук в виде проявления Я; "мадхьяма" – звук, который мы проговариваем мысленно, речь уровня мыслеформы; "вайкхари" – звук, произносимый органами речи и слышимый ухом. Во многих индийских тантрических школах рассматриваются четыре категории звука: к трем упомянутым добавляется "пара" – звук внутри Абсолюта, непроявленный, потенциально содержащий в себе остальные три.
Горакшанатх в "Сиддха-сиддханта паддхати" перечисляет пять видов звука: пара, пашьянти, мадхьяма, вайкхари и еще матрика. Матрику он отделяет от простого звука, издаваемого органами речи, так как под матрикой здесь подразумевается конкретно санскритский алфавит в его сакральном виде. Другие школы упоминают пять категорий: вайкхари, мадхьяма, пашьянти, пара и тот, который тоньше пары, описываемый как шунья (пустотный звук). Но некоторые источники (например, "Прапанчасара-тантра" Шри Падмачарьи) даже на этом не останавливаются, они различают внутри пустоты (шуньи) еще две категории (включая саму шунью) после пары: сукшма (тончайшие звуки внутри пары) и самвит (звуки сверхсознания).
Как бы то ни было, следует отдавать себе отчет в том, что система из четырех звуков фактически одинакова для большинства школ тантрической йоги и эти четыре категории рассматриваются в них как аспекты Богини Кундалини-шакти, потому что Кундалини – это форма речи и разных уровней сознания. Согласно недвойственным Тантрам наше Я (ахам) и есть Шива. Посредством Кундалини-шакти мы, как тождественные Шиве (шивохам), раскрываем свои творческие возможности. Когда это происходит, мы непрерывно сохраняем единство со всеми объектами нашего сознания, рассматривая их как аспекты себя и своей творческой силы. В непроявленном виде "ахам" представляет собой пара-вак; в проявленном, когда самосознание доминирует над объектом (ахам-идам – я есть это), наше сознание проявляется как пашьянти; далее, осознание, где мы себя видим тождественными объектам (идам-ахам) – это мадхьяма-вак; и наконец, когда мы себя постигаем как единство субъекта и объекта – это вайкхари. Обычно пара-вак в своем потенциале находится в муладхара-чакре, так как она – символ непроявленной (мула-авьякта) пракрити, пашьянти – в манипуре, мадхьяма – в анахата-чакре, и вайкхари – в вишуддхе.
При восхождении вверх Кундалини вместе с нашим Я раскрывают себя, одновременно постигая свое тождество с многообразием мира, и это творческое самораскрытие ведет к расширению сознания и дает йогу огромную жизненную силу. Обычно тантрические тексты рассматривают Кундалини как Богиню, ужатую в треугольнике (канде), напоминающем женский детородный орган (йони), олицетворяющий собой источник творения. Треугольник – символ трех аспектов Кундалини, кроме того есть четвертый аспект, который их интегрирует. Эти три витка Кундалини с четвертым полувитком имеют между собой связь на уровне токов трех основных энергий, трех каналов, трех психических узлов (грантхи), трех видов сознания, трех основных внутренних звуков нады – и всех их следует рассматривать как одну взаимозависимую систему. Для облегчения понимания ниже представлены две схемы:
Канал |
Энергосоответствие |
Состояние |
Божество |
ИДА |
набхи (пупочный центр) |
удбхава (сила проявления) |
Богиня Вама-Брахма |
ПИНГАЛА |
анахата (сердечный центр) |
состояние сна |
Богиня Джьоштха (Лакшми) – Вишну |
СУШУМНА |
горло |
сушупти (глубокий сон) |
Богиня Раудри-Рудра |
АМБИКА |
брахмарандхра – Ишвара (Владыка трех основных Богов) |
турья (за пределами трех) |
Богиня Амбика |
В Схеме 2 на основе «Дикшоттара-тантры» можно проследить связь трех основных звуков нады:
Звук |
Природа |
Канал |
Состояние |
ЧИНЧИНИ |
пракрита (материальная природа) |
Ида |
нираламба (поддерживаемый себя) |
ЧИРА |
пауруша (сознание) |
Пингала |
Нирадхара (не локализированный) |
ГХАНТАНАДА |
мадхья-пара (трансцендентный) |
Сушумна |
парамапада (высший) |
Чинчини – это звук, который схож со звуком, издаваемым сверчком; гханта – со звуком колокольчика. Надо заметить, что "Чинчини" также называют Кундалини-шакти, известную как Богиня Кубджика (имя "Кубджика" она получила из-за своей сгорбленной формы). В поздних "Кубджика-тантрах" Богиню часто называют "Леди индийского финика" ("Чинчини" или "Чинча"). Другое дерево, связанное с Кубджикой (Кундалини), – это дерево Кадамба, в "Бхагавад-гите" названное Кришной как дерево, корни которого направлены вверх, а ветви растут вниз, проявляя все творение. В тени этого дерева, являющегося чистым блаженством, которое присутствует внутри всех существ, каждый достигает высшего освобождающего покоя вне удовольствия и боли. Одного из основателей культа Кубджики называли Врикшасана («Бог Дерева»), потому что он достиг совершенного покоя (вишрамы), освобождения под этим деревом. Богиня предстала перед ним, передав ему проясняющую Волю (аджня), наделяющую полномочием (адхикарой) достижения этой реализации, а также передачи этого учения другим.
Все вышеназванные Богини имеют прямое отношение к 9-10 звукам анахата-нады, коими они и являются, и сосредоточение на этих звуках есть не что иное, как поклонение Кундалини, ведущее к ее пробуждению. Вибрация, которая по своим характеристикам напоминает звук чинчини, является Богиней Кундалини.
Согласно "Хатха-йога прадипике" (4.29), "чувствами управляет ум, умом управляет прана, праной управляет лайя, а лайей – нада"; т. е. многие практики йоги имеют отправную точку в грубом плане, откуда они переходят в более тонкий.
Многие методы в тантре делятся на три уровня: 1) стхула (грубые) – к ним относится проведение разных церемоний или прана-вьяямы (викасаки); 2) сукшма (тонкие), к которым относится повторение мантр, как правило, без сложной ритуалистики – часто уччарана (повторение мантр типа "ОМ", "СО-ХАМ" и т. п.); 3) пара (высшие) – это йогические методы с погружением в созерцание внутреннего звука и света. Энергии Богинь Вама, Джьештха и Раудри, каждая из которых содержит в себе все три перечисленных уровня, вместе порождают девять известных звуков анахаты. Что касается десятого звука, самого высшего, объединяющего в себе все девять, то он связан с Богиней Амбика и звуком пара; через этот уровень йогин познает четвертое состояние – турья (слово произошло от "ча-турья", что буквально означает "четвертое"). Иногда в некоторых Тантрах перечисляются 12 звуков, где два дополнительных рассматриваются как тончайшие градации звука пара, о чем я упоминал выше. Эти звуки описаны в разных Тантрах, и для иллюстрации их соответствий относительно грантх я приведу несколько известных схем:
Грантхи |
Звук |
БРАХМАГРАНТХИ |
«самудрагарджа» – рев океана, «мегхагарджа» – звук грозовой тучи, «бхери» – звук большого барабана, «дхнярджняра» – звук барабана |
ВИШНУГРАНТХИ |
«мардал» – звук барабана, «шанкха» – звук раковины, «гханта» – звук колокола, «кахала» – звук большого барабана |
РУДРАГРАНТХИ |
«кинкини» – звук колокольчика, «вамши» – звук свирели, «вина» – звук струнного инструмента (вины), «бхрамарагунджана» – звук жужжания пчелы |
Практика пранаямы в контексте наданусандханы согласно Сватмараме:
Чакра |
Центры |
Уровень |
Звук |
Состояние |
АНАХАТА |
Брахмагрантхи |
арамбхавастха (начало) |
кванана (все частоты звука) |
шунья (пустота) |
ВИШУДДХИ |
Вишнугрантхи |
гхатавастха (кувшин) |
бхери (звук литавр) |
атишунья (высокая пустота) |
ТАЛУЧАКРА |
Нёбная область |
паричаявастха (нарастание) |
звук барабана (мардалы) |
йога-нидра (йогический сон) |
АДЖНЯ |
Рудрагрантхи |
нишпатти-авастха (завершение) |
звук вины и флейты |
махашунья (великая пустота) |
Надо отметить, что в Тантрах перечисляются девять фонем грубого звука (стхула-вак) в виде соответствий буквам санскрита, расположенных в восьми лепестках сердечного лотоса следующим образом: अ a, क ka, च ca, ट ṭa, त ta, प pa, य ya, श śa; и девять форм тонкого звука (сукшма-вак), перечисленных выше.
Прохождение Кундалини сквозь чакры, нисхождение ее вниз в чакры или сосредоточение в центре тела – это все условные процессы и их трактовки. Нада проявляется в теле в виде спанды (спонтанного колебания); обычный звук возникает посредством хата (ударения двух объектов), но спанда – это, скорее, тот звук, который проявляется из не-опорного состояния, из пустоты. И йогин, сосредотачивая свое внимание на таком необычном, характеризующемся спонтанностью звуке, сам становится тем, на что медитирует, т. е. его сознание становится спонтанным, безопорным. Анахата – это неударный звук, проявляющийся в виде слышимых колебаний праны в теле, когда мы слушаем внутренние звуки, закрывая уши. Однако с позиции недвойственных тантрических учений, грубое вещество есть также энергия, неотличная от духовной силы, следовательно, грубый ударный звук (хата) является определенным аспектом реальности неударного звука (анахата). Именно по этой причине становится возможным, оттолкнувшись от грубого звука, постичь тонкий и даже запредельный (пара). Ведь предельное находится внутри запредельного, их существование параллельно, поэтому в практиках наданусандханы они рассматриваются как взаимосочетаемые.
Категория звука |
Состояние |
Звук |
Божество |
Хата (ударный звук) |
джаграт (состояние бодрствования) |
мадхьяма |
Богиня Джьоштха |
Анахата (неударный звук ) |
свапна (состояние виденья разных форм сна) |
пара |
Богиня Амбика |
Анахата-хата (неударный в ударном) |
сушупти (глубокий сон) |
пашьянти |
Богиня Вама-Иччха |
Анахата-хатоттирна (высвобождение всего потенциала неударного и ударного звуков) |
турья (Атман) |
вайкхари |
Богиня Раудри-Крийя |
Все эти категории звука могут менять свою тональность, могут исчезать и появляться, переносить сознание с уровня на уровень, расширяя восприятие каждого такого уровня за счет другого. Поэтому в текстах описаны разные виды звуков и часто говорится о том, что при пробуждении и восхождении Кундалини йог воспринимает бесконечные вариации светозвуковых характеристик, его сознание становится утонченным и сверхвосприимчивым, что ведет к развитию необычных способностей. Но, конечно, никакой текст не может все это доступно описать, поэтому важен живой йогический опыт, который можно получить по милости Учителей аутентичной традиции. Однако, для того чтобы приступить к садхане, необходимо иметь общие ориентиры, в каком ключе получать практический опыт (пара-видью) и теоретический (апара-видью), так чтобы они взаимодополнялись и корректировались, направляя йогина по верному пути.
В текстах тантрической йоги девять звуков иногда отождествляются с сукшма-чакрами (тонкими центрами), находящимися в пространстве головы и над ней (двадашанта). Двадашанта – буквально означает "завершение двенадцати". Обычно в текстах под этим подразумеваются сукшма-чакры, расположенные над стхула-чакрами (муладхарой, свадхиштханой, манипурой, анахатой, вишуддхой, аджной), а именно: ардхачандра (полумесяц), бинду (точка концентрации сознания в полумесяце), ниродхика (препятствие для подъема сознания йогина, которое же служит и средством его пробуждения), нада (поток раскрывающегося сознания), наданта (остановка, замирание тонкого процесса раскрытия сознания), шакти (сила распространения остановки тонкого сознания посредством преодоления времени и пространства), вьяпика (проявление многообразия тонких энергий сознания), самана (равновесие между всеми тонкими энергиями), унмани (сверхсознание, или единство индивидуального сознания с вездесущим). Сукшма-чакры имеют связь с девятью звуками анахаты, а десятый, который над унмани, связан с махабинду, источником сотворения всей Вселенной. Если йог повторяет звук "АУМ", проходя сознанием вместе с потоком дыхания через три грантхи последовательно (произнося "А" – преодолевает брахма-грантхи, "У" – вишну-грантхи и "М" – рудра-грантхи), далее звук рассеивается вверх в пустоту, и на выдохе сознание вместе с постепенно смолкающим звуком, утончаясь, погружается в остальные девять аспектов пустоты, то таким образом получаем число двенадцать. Кстати, начало со звука "А" в сердце неслучайно, это – первая буква санскритского алфавита, символизирующая ахам (т. е. "Я"), и его раскрытие посредством Шакти в "пурнохам" (полноту самореализации посредством Шакти); кроме того अ (a) также считается важнейшим символом в тантрическом буддизме.
На вдохе йогин вдыхает в тело это пустотное состояние, подобно тому, как если бы он его выпивал; в текстах это называют "испитием нектара" (амриты). Три вида сознания: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон – переживаются в трех грантхах тела, в остальных сукшма-чакрах (от ардхачандры до наданты) постигается турья (Атман), и от наданты до унмани или махабинду (источник вселенского творения) постигается турьятита (Параматман). Но на самом деле, на уровнях турья и турьятита различия между микрокосмом (душой, индивидуальным телом) и макрокосмом (сверхдушой и телом Вселенной) фактически исчезают. Именно по этой причине, например, в шактийской традиции Шривидья эти уровни рассматриваются как постигаемые в чакрах внутри тела.
Эти девять стадий могут переживаться в чакрах в теле: наданта – в муладхара-чакре, шакти – в свадхиштхане, вьяпика – в манипура-чакре, самана – в анахата-чакре, унмана – в вишуддхе, махабинду в аджня-чакре сливается с обычной бинду. В тантре грантхи тесно связаны с силами огня, солнца и луны, правда, в разных Тантрах могут даваться разные трактовки соответствий. Как бы там ни было, системы могут и отличаться, но здесь важно понять, что перед нами не стоит задача зацепиться за какую-то одну из существующих схем, а скорее, распознать общие архитипические взаимосвязи, привести их к равновесию в себе.
Многие Учителя объясняют восхождение Шакти вверх как настающий динамизм раскрывающейся (высвобождающейся) силы, увеличивающей свои характерные способности осознавания единым сознанием разного количества мерностей (матр), при этом сохраняя свою единичную целостность. Так, например, бинду - 1/2 матра, ардхачандра - 1/4, ниродхика - 1/8, нада - 1/16, наданта - 1/32, шакти - 1/64 и т. п., где унмана наполнена неисчислимыми матрами. Подобное можно увидеть и в чакрах, где количество их лепестков от четырех, шести и т. д. увеличивается по мере восхождения Шакти, и в конечном счете сахасрара имеет 1000 лепестков.
В "Сваччханда Тантре" и "Малинивиджая Тантре" описываются разные характеристики девяти звуков нады и их соответствия уровням двадашанты:
1) махагхоша (великий шум) и гхоша (нечеткий шум барабана и раковины) – сердечный центр;
2) мандадвани (тихий, легкий звук) и рава (рев, грохот);
2.1) бхиннакамсья (звук сломанного гонга) – нёбный центр (талу-чакра);
3) шанкханада (звук раковины) и свана (бамбуковая флейта) – межбровный центр (бинду);
4) анья-шабда-праччхада (внезапно, спонтанно возникший звук) и шабда (звук громкого жужжания пчелы) – над межбровьем (ардхачандра);
5) махахладакара (великий звук, приносящий радость) и спхота (раскрывающийся звук, вспышка сознания) - лобное пространство (ниродхика);
6) шанта-гханта-нинадавант (спокойный, стихший звук колокола) и дхвани (отголосок) – верх головы (нада);
7) гханта-нада-вираманта (пауза, остановка колокольного звука) и джхан (гармоничный звук, произведенный одновременным ударом по всем струнам ситра) – наданта (верх головы);
8) аниленахата-вина и дхван (подобен грохоту грома) – родничок (шакти);
9) махашабда (великий звук) и мриданганада (звук мриданги) – пучок волос (вьяпини). Самана и унмана рассматриваются как слияние Атмана и Брахмана, поэтому они вне определений; вместе с вьяпикой в "Сваччханда Тантре" и "Малинивиджая Тантре" они описаны тонкими, как пипиликаспарша (касание муравья).
Существует еще много разных вариантов соответствия двадашанты и девяти звуков анахаты, но эти тонкости лучше изучать в виде устной передачи от квалифицированного мастера и при наличии достаточного практического опыта в наданусандхане.
Поэтому перейдем к элементарной практике.