Концепция пранаямы
Слово "пранаяма" состоит из двух значений: первое — прана, второе — аяма.
Прана — это жизнь, активность, трансформация, феноменальность, принцип формы. В ведических текстах прана представлена как Господь всего сущего — Праджапати. "Прана" происходит от корней pṛ, pṛṇāti и piparti, что означает наполнять, питать, насыщать (это также связано с pūrṇa — наполненность), а также от корня an — дышать.
Устанавливая природу праны, мы можем обнаружить, что термин употребляется в двух смыслах — в абстрактном значении и как термин физической природы. В своем физическом значении прана может быть синонимами вайю (ветра), паваны, ваты и других явлений, в то время как в абстрактном значении этот термин символизирует Брахмана, Высшего; спанду, пульсацию; балу, силу; оджас, энергию.
Аяма — означает удлинение, увеличение, растягивание, утончение, контроль. Значение, которое мы получаем в итоге — контроль, утончение праны, а также в более широком смысле — слияние принципа формы с бесформенным, движения в недвижимом, множества в едином, энергии с сознанием.
В этой практике энергия используется для раскрытия сознания и, наоборот, посредством сознания увеличивается энергетический уровень. Контроль дыхания — это тот инструмент, с помощью которого практикующий начинает осознавать прану и то, как она проявляется в различных внешних и внутренних процессах.
Пранаяма — важнейшая часть садханы, так как она соединяет бахиранга (внешнюю) и антаранга (внутреннюю) йогу, хатха-йогу и раджа-йогу. Есть много различных тонкостей и сакральных трактовок процессов вдоха, выдоха и задержки, их связи с различными пранами. Например, в одних текстах говорится о соответствии вдоха пране, а выдоха — апане, в других текстах наоборот. Иногда пранаяму рассматривают как кумбхаку (паузу в дыхании или задержку), но чаще ее определяют как совокупность пураки (вдоха), кумбхаки и речаки (выдоха). Кроме того, пранаямой также называют контроль пранической энергии в теле, направление ее в различные части тела и удержание там. Поэтому пранаяме, в ее широком смысле и полноценном предназначении, может обучать только Гуру, а не инструктор.