Введение в Прана-видью
<<< Вернуться к статье "Концепция пранаямы"
Общее определение понятия "прана"
Термин "прана" происходит от корня pṛ-— pṛṇāti и piparti, что значит "сохранять", "сберегать", "поддерживать", "сохранять живым". Слово "прана" образовано соединением pra-an + ac, ( ānīdavātaṁ svadhayā tadekam RV X.129.2), что значит "дыхание вовне", и prāṇiti jīvati — "дышать должным образом" и "продолжать жить". Корень an- — "дышать" с суффиксом kvip означает "тот, кто дышит".
В своем физическом аспекте прана — это vāyu (ветер), pavana, vāta и так далее — синонимы, в то время как в абстрактном смысле она имеет такие значения, как Брахман, Всевышний; спанда (пульсация), бала (сила), оджас (жизненность), удгитха (пение Самаведы) и индрия (органы чувств).
Представления о пране в Ведах, Упанишадах, Пуранах, Тантрах, Йога-шастрах
В ведических текстах прана — космическое жизненное дыхание — представлена как Создатель всего сущего (Праджапати), кто благословляет все дары и наполняет живые существа.
В "Джаимини-упанишада брахмане" о пране говорится как о Высшем Брахмане:
ataḥ yaḥ puruṣaḥ sa prāṇastat sāma tad brahma tadamṛtam |
Так Он — Пуруша, есть дыхание, Самведа, Брахман, пища богов. (I.26.4)
Прана (жизненный дух) рассматривается в двух аспектах: один внутренний, другой внешний. Он — Дух — рождает себя как прану и Солнце.
dvidhā vā eṣa ātmānaṁ bibharti ayaṁ yaḥ prāṇo yaścāsā ādityaḥ |
atha dvau vā etā asya panthānā antarbahiśca | ahorātreṇaitau vyāvartete |
asau vā ādityo bahirātmā | antarātmā prāṇaḥ |Он (Дух, Атман) рождает себя (атманом) состоящим из двух: как живой дух (прана) и как Cолнце (адитья). Подобно этим двум существуют два его пути: внутренний и внешний. Оба они существуют сами по себе днем и ночью. Солнце — внешняя душа (Атман). Внутренняя душа (Атман) — это живой дух. (Маитри упанишада VI.1)
Искатель Истины пытается отождествить жизненное дыхание с видимым Солнцем: sūrya ātmā jagatastasthuṣaśca: "Солнце — это душа Вселенной, как подвижной, так и неподвижной" (RV I.115.1). Провидцы придерживались реалистичного взгляда на природу жизненного дыхания, поскольку они знали, что пока оно присутствует в теле, тело продолжает существовать.
Бхригу, святой Упанишад, на определенном этапе последовательного изучения осознает прану как Брахмана:
prāṇo brahmeti vyajānāt | prāṇāddhyeva khalvimāni bhūtāni jāyante |
prāṇena jātāni jīvanti | prāṇaṁ prayantyabhisaṁviśanti |Он понял, что Брахман — дыхание (прана). По сути, в действительности существа здесь порождены дыханием; когда рождаются — они живут благодаря дыханию, когда умирают — возвращаются в дыхание. (Таиттирия упанишада III.3)
Иногда прану определяют как "знающего тело", или как ограниченное сознание (кшетраджня).
śarīramindriyairyuktaṁ kṣetramityabhidhīyate |
veda tatprāṇa evaikastasmāt kṣetrajña ucyate ||Тело, соединенное с органами чувств, определяется как кшетра. Только прана знает это, поэтому о нем (пране) говорят как о «том, кто знает тело» (кшетраджня) (Брихат-девата IV.40)
Прана и вач взаимосвязаны. При помощи жизненной энергии проявляется речь. Подобно сторонникам Агам, ведические провидцы также допускали, что речь, и особенно вайкхари (внешняя речь), возникает вследствие видоизменений праны в теле (прана-вритти-нивандхана).
mātāputrau tu vāk prāṇau mātā vāgitaraḥ sutaḥ |
sarasvantamiti prāṇo vācaṁ prāguḥ sarasvatīm ||Теперь мать и сын — это вач (речь) и прана (дыхание), мать — это вач, а сын — другое (прана). Под праной [подразумевают] сарасват, в то время как вач называют Сарасвати. (Брихат-девата IV.39)
Прана рассматривалась в контексте речи в комментариях Вришабхадевы на «Вакьяпадью» Бхартрихари:
prāṇāpānāntare nityamekā sarvasya tiṣṭhati ||
anyā tvapreryamāṇaiva vinā prāṇena vartate |
jāyate hi tataḥ prāṇo vācyamāpyāyayan punaḥ ||
prāṇenāpyāyitā seyaṁ vyavahāranibandhanā |Одна, единая неизменная (речь) остается в промежутке между праной и апаной из всех, в то время как пашьянти существует неприведенной в движение праной. Отсюда прана получает свое существование, затем вновь питает речь (вайкхари), по этой причине прана названа кормилицей речи и становится причиной мирового движения. (I.134)
sthāneṣu vidhṛte vāyau kṛtavarṇaparigrahā |
vaikharī vāk prayoktṛṇāṁ prāṇavṛttinibandhanā ||
evalaṁ buddhayupādānā kramarūpānupātinī |
prāṇavṛttamatikramya madhyamā vāk pravartate ||Ветер сдерживается в разных местах тела. Речь, называемая вайкхари, принимает различные слоговые формы, согласно возможности жизненного воздуха расходующих его людей. Тогда как мадхьяма, происходящая из буддхи (интеллект), следует последовательному порядку, но даже в этом случае, преодолевая возможности ветра, она продолжает функционировать.
Таким образом, вайкхари как слышимая речь зависит исключительно от движения жизненного воздуха (праны) внутри тела. Когда ветер движется наружу, он ударяется о стенки горла, нёба, губ, корня языка и других мест во рту и, как результат, порождает разнообразные звуки. Эти звуки, или речь, по большому счету, производятся праной.
В тантрической и агамической литературе имеются ссылки на прану и ее разнообразные значения.
В «Сваччхандра тантре» представлена следующая идея праны:
prāṇāpānamayaḥ prāṇo visargāpūraṇaṁ prati |
Прана в своем характерном аспекте состоит из двух: праны и апаны. Она функционирует как выдох (висарга) и вдох (апурана). (VII.25ab)
Кшемараджа так объясняет вышеприведенный отрывок: прана в своей высшей природе способна отражать в своем зеркале вачью и вачаку, форму Вселенной как единое недифференцированное единство с собой. Но в этой ограниченной природе она функционирует через тело живого организма. Она выходит из тела по полым каналам ради создания и проявления, и по возвращении вбирает их обратно внутрь.
В вышеприведенной Тантре далее утверждается, что прана расположена в сердце и отражает этимологическое значение «наполнения»:
nityamāpūrayanneva prāṇināmurasi sthitaḥ ||
prāṇanaṁ kurute yasmāt tasmāt prāṇaḥ prakīrtitaḥ |Будучи установленной в сердце живого существа, она непрерывно наполняет (существо, а также объект). Так как она оживляет (существо и объект посредством вдоха и выдоха), то это называют «прана». (Сваччханда тантра VII.25cd-26ab)
В некоторых Тантрах прана в своих пяти аспектах рассматривается как то, что связано с пятью ликами Шивы, из которых изошли все знания Вед и Агам. Лики соотносят с амнаями . Например, в «Криясара тантре», принадлежащей Нилакантха Шивачарье, сказано:
Садьоджата — прана — Брахма,
Вамадева — апана — Вишну,
Агхора — вьяна — Рудра,
Ишана — самана — Садашива,
Татпуруша — удана — Ишвара
В Кашмирском шиваизме пять пран отождествляются с пятью уровнями сознания, например, прана — джаграт, апана — свапна, сушупти — самана и т. д.
Известный учитель этой традиции, Шри Абхинавагупта, так объясняет прану:
an dehādyantargataiva bhinnabhinna śaktyādyahantāśūnyaprāyā
jīvanākhyā vṛttaḥ yaḥ śūnyapramātā iti abhihitaḥ |«Аn» происходит от корня an- — «дышать», вместе с суффиксом -kvip это означает «тот, кто дышит». Так «an» обозначает «anu», или эмпирическую индивидуальность, чья жизнь заключается в дыхании, и кто рассматривает свое грубое тело (деха) или тонкое тело (пурьяштака) и т. д., то есть прана как Я. Подобно этому «ananam» может означать жизнь (прананам), существующую в теле и т. д., состоящую из различных сил, лишенных Я-сознания, как в случае с тем, кто известен как суньяпрамата. (Паратришика-виварана, коммент. на стих 1, с. 9)
В «Шарада-тилака тантре» говорится:
dehaṁ vyāpya svanāḍībhiḥ prayāṇaṁ kurute bahiḥ ||
dvādaśāṁgulamānena tasmāt prāṇa itīritaḥ |Наполняя тело со всеми его каналами (нади), это (прана) выходит наружу на расстояние двенадцати пальцев, поэтому это называют праной, жизненной энергией. (Шарада-тилака XXV.37cd-38ab)
Выше было упомянуто о связи праны и Солнца, отсюда происходит и символика 12 kala (частей), на которые делится солнечный год. Так, прана влияет на принцип времени внешнего и внутреннего микрокосма, поэтому в йогических текстах Традиции Натхов, а также в Калачакре (в буддизме) говорится, что "подчинивший себе прану — покоряет время". Кроме того, можно встретить немало практик, связанных с так называемой "двадашантой" — пространством, расположенным на расстоянии двенадцати мер выходящего из носа и поступающего внутрь воздуха. Это пространство символически измеряется длиной двенадцати пальцев. Также внешняя и внутренняя среда пространств внутри и снаружи тела соотносится с принципами праны и апаны. Поток выходящего и входящего дыхания движется по дуге так, что его траектория напоминает змею (Кубджика). Окончательная цель йоги — достичь своими усилиями уравновешивания праны. На мистическом языке этот процесс известен как «использование прута» (наказания), при помощи которого бродячее дыхание, двигающееся зигзагообразно (кутилавахини), останавливается, с тем чтобы затем начать двигаться прямо, подобно стреле, направленной в отверстие Брахмы. Пранаданда прайога объясняется Джаяратхой так: «как ядовитая змея, ударенная прутом, выпрямляется, так и свернутая шакти пробуждается, движения праны и апаны становятся сбалансированными. Затем она начинает двигаться вверх».
Прана-агнихотра
Агнихотра — это жертвоприношение огню, в основном молока, творога или кисловатой каши, хотя прана-агнихотра, как сказано в "Чхандогья упанишаде", это не что иное, как принятие пищи, осуществляемое, как если бы вы выполняли агнихотру. Позже в "Грихья сутрах" этот вопрос рассматривается уже более детально.
Жертвование жизненного воздуха в огонь тела предписано совершать на протяжении всей жизни. Процесс описан в "Вайканаса-грихья сутре":
Исполнитель жертвоприношения рассматривает самосияющее Я как жреца, интеллект — как свою жену, алтарь — как красный лотос сердца, волосы — как траву куша, прану — как огонь гархапатья , апану — как ахаванью , вьяну — как анвахарью , удану — как сабхью , саману — как авасатхью — так понимаются пять огней. Органы восприятия, начиная от языка — жертвенные орудия, объекты — вкусы и т. д., это еда для огня. В результате достигается артха (желаемый объект), символизируемый звуком Ом. Таким образом, адхварью (то есть выполняющий ритуал), приняв решение выполнить атмаяджну (жертвоприношение себя), окропляет водой, символизирующей нектар, всю пищу и рецитирует анна-сукту. Так, прикасаясь к еде, он должен выпить перемешанный продукт и поднять немного еды на трех пальцах: большом, безымянном и среднем, произнося:
Я жертвую еду пране, сваха!
Я жертвую еду апане, сваха!
Я жертвую еду вьяне, сваха!
Я жертвую еду удане, сваха!
Я жертвую еду самане, сваха!
Это только небольшая часть из того, что можно написать о пране, приводя различные ссылки на источники, где она рассматривается в том или ином контексте, даже несмотря на то, что прана одна. Несомненно, это еще раз говорит о том, что управление праной — не такой простой процесс, как о нем говорят и пишут многие, и что нет предела в совершенствовании и практиках. Все это свидетельствует о важности и первостепенности пранаямы, несмотря на то, что некоторые инструкторы йоги ее безжалостно искажают. Таким образом, следует понять, что к практике пранаямы следует относиться как к чему-то священному и высокому, с помощью чего можно достичь высшей цели йоги — освобождения.
Роль и применение пранаямы в натха-йоге
Пранаяма имеет разные способы применения, а также задачи. Например, в практике поклонения (пуджа) часто применяется нади-шуддхи пранаяма, которая очищает энергетические каналы и помогает энергетически очиститься перед выполнением пуджи. В тантризме в основном используется нади-шодхана пранаяма, так как в отличие от йоги, в нем психофизическое очищение дополнительно достигается через непростые формы поклонения Божеству. В Традиции Натхов такого рода ритуалы применяются редко, так как у натхов процессы очищения реализуются через аскетизм, ведение чистого образа жизни (непринятие в пищу мяса, рыбы, алкоголя, отсутствие беспорядочного и бесконтрольного секса, многие натхи придерживаются брахмачарьи) и практику йоги в виде шаткарм, асан, разных видов пранаямы и т. д.
В йога-терапевтических целях пранаяма помогает избавлению тела от болезней, которые являются препятствием в духовной практике. На начальном уровне пранаямы выполняются вдохи и выдохи без задержки, это может быть удджайи, бхастрика, щитали и подобные пранаямы, Второй уровень начинается, когда вы включаете в практику клеточное дыхание, используя задержку. Эта стадия, по сути, и считается пранаямой как таковой, здесь заметен не только терапевтический эффект, но и активизация различных психических способностей.
Пранаяма способствует улучшению практики дхьяны (медитации), так как с помощью пранаямы вы можете научиться контролировать свои чувства и ум, что важно для различных методов созерцания. Она учит контролю токов (солнечного "ха" и лунного "тха"), приведению их в равновесие. Потому в хатха-йоге пранаяму считают важнейшей из практик, помогающей в достижении реализации в этой дисциплине.
Пранаяма также помогает достичь цели раджа-йоги посредством прананиродхи, пранасамродхи или пранасамьямы и обрести самадхи, ведь прана и читта взаимозависимы. С помощью контроля праны можно научиться контролировать свары (потоки энергии), или прану, исходящую из ноздрей, отчего все ваши действия станут эффективными.
В традиционных текстах натхов описывается четыре стадии (авастха) пранаямы. На стадии арамбха пробуждается интерес садхаки к пранаяме. Вначале он нетерпелив, и из-за чрезмерных усилий и скорости, с которой он жаждет результатов, его тело испытывает дискомфорт, появляется дрожь и испарина. Но при усердном продолжении практики дрожь и испарина исчезают, и садхака достигает второй стадии — гхатавастха. "Гхата" означает "кувшин воды", таким образом, тело сравнивается с кувшином, который помещают в океан, где вода снаружи кувшина и внутри одна и та же. Тогда происходит совершенное единение без противостояния праны и апаны, манаса и буддхи, или дживатмы и параматмы, это называется гхатавастхой. После этой интеграции садхака достигает стадии, названной паричайявастха, где он обретает сокровенное знание самого себя (атма-видья). Кундалини-шакти пронизывает шесть чакр, и йогин совершает самьяму на пять великих элементов, обретая контроль над ними, он также контролирует качества (гуны) своей природы и осознает причины своих действий (карма). Далее садхака переходит к нишпатти-авастхе, завершающей стадии — совершенству. Его усилия достигли зрелости, семена его кармы сожжены, он преодолел барьер гун и стал гунатита (тот, кто выше гун). Он становится дживанмуктой — человеком, который реализовал свободу души, живя в этом мире. Он всегда пребывает в состоянии экстаза — ананда.
Прана, система чакр и Паропасана
Форма поклонения, которую живые существа совершают на протяжении всей жизни, в текстах йоги названа как «паропасана» (что переводится как "высшее поклонение").
Шестьдесят дыханий составляют одну "прану", шесть "пран" формируют один "нади", и шестьдесят "нади" формируют день и ночь. Соответственно, общее количество дыханий двадцати четырех часов составляет 60х6х60 = 21600, что является общим количеством рецитации мантры "sohaṁ" или "haṁsa". Таким образом, каждый человек ежедневно рецитирует эту "Пара Видью" вечного счастья в форме дыхания, начиная с рождения и заканчивая смертью. Это непрерывная садхана в течение всей жизни. В такой форме упасаны джапа продолжается без рецитации, поэтому она известна как "аджапа-джапа" — разрушитель мирских оков. Следующая таблица доступно иллюстрирует количество, принятое к выполнению этой джапы в каждой из чакр, а также их главных Божеств. Схема представляет два порядка: восходящий и нисходящий, которые используются при регулярной практике той или иной садханы.
Восходящий порядок:
Муладхара | 600 | 40 мин | Ганеша |
Свадхиштхана | 6000 | 6 ч 40 мин | Брахма |
Манипура | 6000 | 6 ч 40 мин | Вишну |
Анахата | 6000 | 6 ч 40 мин | Шива |
Вишуддхи | 1000 | 1 ч 6 мин 40 сек | Джива |
Аджня | 1000 | 1 ч 6 мин 40 сек | Гуру |
Сахасрара | 1000 | 1 ч 6 мин 40 сек | Параматма |
ОБЩЕЕ | 21600 | 24 часа | мантра haṁsa |
Нисходящий порядок:
Сахасрара | 1000 | 1 ч 6 мин 40 сек | Ганеша |
Аджня | 1000 | 1 ч 6 мин 40 сек | Брахма |
Вишуддхи | 1000 | 1 ч 6 мин 40 сек | Вишну |
Анахата | 6000 | 6 ч 40 мин | Шива |
Манипура | 6000 | 6 ч 40 мин | Джива |
Свадхиштхана | 6000 | 6 ч 40 мин | Гуру |
Муладхара | 600 | 6 ч 40 мин | Параматма |
ОБЩЕЕ | 21600 | 24 часа | мантра sohaṁ |
В восходящем порядке выполняется джапа-мантра haṁsa, в нисходящем порядке — мантра sohaṁ. Несмотря на то, что связанная с дыханием мантра для многих кажется простой и естественной, тем не менее, эта наука считается одной из самых таинственных не только в йоге, но и в тантре. Однако в данной статье я рассмотрю ее только в общих чертах.
Согласно традиции Шривидья, эта мантра (исходя из многочисленных расчетов, связанных с ритмами дыхания) включает в себя 16 Нитья-йогинь, 36 таттв (принципов мироздания), чакры, два процесса движения Кундалини-шакти сквозь чакры (подъем и нисхождение, "арохан-аварохан"), Девять Натхов, 60 гхатик , 12 раши , девять планет, пять махабхут, 50 букв санскрита, 91 Божество, осуществляющие контроль над девятью чакрами Шри Янтры. Общее количество составляет 21 600, что соответствует числу дыханий в течение суток. Все эти элементы и их связь с дыханием глубоко и детально можно изучить, лишь став посвященным адептом, серьезно практикующим йогу и тантру. Некоторые йоги, практикующие интенсивные ретриты, в течение суток медитируют на прохождение праны по чакрам и на дыхание. Считается, что мантра sohaṁ / haṁsa содержит в себе все формы мантр. Кроме того, практикуя кевали-пранаяму (высшую из всех видов пранаям), йогины также используют мантру sohaṁ.
Важность контроля праны
Количество лет, отведенных человеку для жизни, может быть продлено благодаря энергии праны, обретаемой им через дыхание. У тех, чье дыхание мелкое и быстрое, продолжительность жизни более короткая по сравнению с теми, кто дышит глубоко и медленно. К этому заключению пришли древние риши, наблюдавшие за жизнедеятельностью различных животных.
Следующая таблица на примере животных показывает, как цикл дыхания влияет на продолжительность жизни.
Животное | Кол-во дыханий в минуту | Продолжительность жизни |
Черепаха | 4-5 дыханий | 200 лет |
Змея | 7-8 дыханий | 150 лет |
Человек | 15-16 дыханий | 100 лет |
Лошадь | 20-22 дыханий | 40 лет |
Собака | 28-30 дыханий | 14 лет |
Таким образом, очевидно, что такие животные, как змеи, слоны и черепахи, дышащие медленно и глубоко, имеют более длинную протяженность жизни, в то время как животные, чье дыхание мелкое и быстрое (собаки, кролики, птицы и др.), живут недолго. Следовательно, благодаря пранаяме не только можно обрести физическое здоровье и духовную пользу, но и увеличить продолжительности жизни.
Текст "Свара-йога" объясняет, что эффект возникает, когда воздух выдыхается на определенное расстояние. Обычно в речаке (выдохе) выходящее дыхание можно ощущать на расстоянии 12 ангулей (толщин пальца) от ноздрей. Если речака ощущается на растоянии 11 ангулей, то энергия праны стабилизируется; 10 ангулей — дышащий обретает покой и счастье; 9 ангулей — у человека проявляются поэтические способности; 8 ангулей — обретается красноречие; 7 ангулей — ясновидение; 6 ангулей — обретается способность к полету в небе; 5 ангулей — способность передвигаться со скоростью мысли; 4 ангуля — восемь сиддх (сверхъестественных возможностей); 3 ангуля — обретаются девять нидхи (сокровищ, или ключей к мирскому процветанию); 2 ангуля — способность принимать несколько физических форм в одно и то же время; 1 ангуль — способность становиться невидимым; l/10-я ангуля — человек побеждает смерть.
Сила речаки выражается в различных действиях различной интенсивностью. Например, в нормальном состоянии сила выдоха составляет 6 ангулей, в эмоциональном состоянии — 12 ангулей, при пении — 16 ангулей, при принятии пищи — 20 ангулей, при ходьбе — 24 ангуля, во сне — 30 ангулей, при сексуальной деятельности — 36 ангулей.
Надеемся, что благодаря этому примеру вы поняли важность пранаямы. Для обретения физических и духовных достижений следует контролировать скорость и глубину дыхания. Через прану можно проследить взаимосвязь между телом и душой, и привести их к гармонии.
Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж