Шабар мантры
Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж
По одной из распространенных легенд, Матсьендранатх получил шабар-мантры от Шивы, а позднее их развивали Горакшанатх, Гахининатх и другие. Даты их появления точно неизвестны.
Практика шабар-мантр связана со свара-йогой, т.е дыханием. Звук в форме вайкхари связан с дыханием; когда Вы выдыхаете, то на выдохе плавно произносите мантру. Еще их называют Ишвара-мантры, где слово Ишвара состоит из "И" + "Свара". Таким образом, свара влияет на эффект мантр, поэтому шабар-мантры — это дыхание Бога Ишвары.
Мантра — это не только звук, но еще и сознание и энергия. Каждый язык имеет свои определенные стили мышления, каждая культура и народ - свою энергию и сознание, но все люди дышат, и именно от дыхания зависит многое, в том числе и то, как произносится мантра. На самом деле, шабари-мантры — это скорее способ рецитации мантр, например, в индуизме, в христианстве и в исламе молитвы поются определенным, но похожим образом. Они их рецитируют как бы на одном потоке, что мантрам придает определенную силу. Такое сходство не случайно — дело в том, что это естественные природные вещи, которые у всех людей работают одинаково. Вот почему знание, которым обладают натхи, в действительности не ограничено только Индией и является наиболее ценным и эффективным.
Считается, что слова шабар-мантр расположены в таком порядке, который нельзя менять, что создает определенную силу мантры. Для шабар-мантр нет необходимости в пурашчаране, как в ведических или тантрических мантрах, они работают сразу, считается, что в них на прямую проявляется сила Ишвары. Их эффект также зависит от Вашего психофизического состояния.
Когда Вы проводите пуджу и удлиняете выдох при рецитации мантры, то Вы естественным образом делаете пранаяму. Естественно, шабар-мантры включают в себя и знание тантрических тонкостей, но в них большее значение придается именно состоянию, в котором читаешь мантру. Конечно, они связаны с работой центральной нади, с йогической садханой и еще с многими вещами. У натхов большинство обрядов проводятся с шабар-мантрами, потому что они имеют отношение к йоге и, особенно, к свара-тантре. А биджи и остальное играют второстепенную роль.
Для шабар-мантр не обязателен санскрит и даже индийские языки, они могут быть составлены на каком угодно языке, хоть на русском. Каждое слово или просто звук - это мантра, независимо от того, верим мы в это или нет. Допустим, если идет толпа народа и произносишь чье-то имя, то этот человек из всей толпы останавливается и смотрит, кто же его позвал, а остальные продолжают идти. Точно так же мы с помощью мантр и имен из других мерностей притягиваем к себе определенных Божеств. Все есть мантра, все есть шабда-брахман, который пульсирует во всех формах, только одни звуки мы слышим, другие — нет.
Шабар-мантры — это проявленные идеи, как часть сознания Шивы; иными словами, в шабар-мантрах есть, с одной стороны, четкое понимание смысла мантры, с другой — состояние ментального спокойствия. Обычно во многих индийских тантрических системах звук имеет градацию пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари, у натхов в Сиддха-сиддханте он разделен на пять, добавляется еще матрика. Другие тантры приравнивают вайкхари(слышимое произнесение) к матрике (звукам санскрита). Но, с позиции натхов, вайкхари — это не просто выражение мысли из мадхьяма-вак (ментальная речь), но также и проявление мысли в любом слышимом звуке. При этом алфавит не обязательно должен быть санскритским.
Санскрит - это уже большая определенность и конкретизация в общей гамме слышимых звуковых вибраций. Т.е. звуковое и сущностное выражение речи начинается с пара-вак и переходит в более ограниченную звуковую форму. До вайкхари в шабар-мантрах и мантрах на санскрите все то же самое, но на стадии вайкхари появляются противоречия, а именно, при чтении санскритских мантр вы можете чувствовать, например, что они слабо работают (при том, что вы неплохо знаете санскрит), можете не чувствовать саму интуитивную суть мантры. В шабар-мантрах вайкхари может быть на каком угодно языке, и вы обязаны, тем не менее, понимать мантру и чувствовать, как она сквозь звук проявляется с более высоких уровней, таких как мадхьяма, пашьянти, пара-вак. Одним словом, через эти уровни речи проявляется воля Шивы.
Внешние правила шабар-мантр помогают устроить все так, чтобы эта воля Шивы как можно быстрее проявилась. Поэтому в ниямах (предписаниях) к шабар-мантрам обычно предписывают соблюдение мауны (молчание) до начала практики, не покидать места садханы, пока не начитано нужное количество в санкальпе (чтобы не прерывался поток), своеобразную речь или слова в мантре и т.п. Также упоминается о важности начала практики (ануштхана) в садханах шабар-мантр в сумеречное время, в момент восхода солнца.