Мудры и бандхи

Сейчас многие воспринимают мудры и бандхи только как физические техники, приносящие определенную оздоровительную пользу. Однако мало кто разбирается в их внутренней сути. Из-за этого в большинстве случаев применение бандх и мудр не приносит полноценного эффекта, а часто бывает просто бессмысленным. Не вдаваясь в технические описания их выполнения, рассмотрим эти весьма похожие практики с другой стороны. 

Бандха означает замыкание или связывание. В контексте йогической практики это означает замыкание всей энергетической системы таким образом, что не происходит ее деформации, а значит и потерь энергии. Согласно многим йогическим текстам, задача бандх — направление праны в центральный канал сушумна, что способствует пробуждению Кундалини.

Однако прана не может быть направлена в сушумну только с помощью мышц; при сокращении мышц наш ум автоматически концентрируется на определенных участках тела. Соответственно, при рассеянном состоянии ума (викшепа) и недостаточно свободном движении энергии по каналам тела концентрация праны и ума на областях грантх и сушумны происходит очень фрагментарно.

Кроме этого, бандхи используются по назначению только тогда, когда есть определенный энергетический потенциал, который может быть задействован для активации сушумны. А такой необходимый потенциал образуется в том случае, когда помимо физического тела (стхула-шарира) у человека достаточно развито еще и тонкое тело (сукшма-шарира), а также причинное (карана-шарира). Тогда бандхи моментально будут направлять прану в центр.  Состояние бандхи связано с остановкой праны, когда все праны выравниваются и уравновешиваются. Это состояние пробужденной сушумны. Таким образом, бандха должна приводить к интеграции всех пран в сушумне. 

Как известно, существует 3 основные бандхи: 
Мула-бандха концентрирует энергию в области канды, трансформирует ее для поднятия по сушумне. Направляет апану вверх. 
Джаландхара-бандха контролирует сеть каналов нади и 16 адхар. Она направляет прану вниз. 
Уддияна-бандха способствует поднятию энергии вверх по сушумне, к верхним центрам. 

Слово мудра в одном из контекстов означает "печать", "оттиск" или "штамп". В йоге этот термин используют, подразумевая процесс отражения Высшего сознания или света (Пракаши) в какой-либо проявленной форме. То есть мудра —  это союз света и формы, Шивы и Шакти, своего рода точка соединения, ведущая к полной интеграции праны. Интеграция приводит к состоянию счастья и радости, поэтому она также называется мудрой ("муд" – радость, "ра" – дарение, обретение радости). В соответствии с этим, мудрами могут являться не только положение кистей рук или тела, но и различные техники дхараны и дхьяны, работа с сознанием. По сути, мудры - это следствие процесса нивритти (слияние индивидуального сознания со сверхсознанием). 

Таким образом, все мудры и бандхи ведут к одному процессу — процессу трансформации праны и сознания. 

Например, маха-мудра есть не что иное, как интеграция всех пран и всего тела, которое становится формой пустоты — "шунья-рупа"; 
кхечари-мудра — способ сделать сознание раскрытым посредством созерцания процессов феноменальных изменений в пустоте своего сознания; 
шамбхави-мудра — это точка, где соединяется темнота и свет, садхака осознает себя как Шиву посредством трех видов видения (три глаза Шивы - солнце, луна и огонь; джняна, иччха и крийя); 
в випарита-карани мудре происходит "смена солнца и луны местами", что есть растворение ума в сверхсознании "парасамвит", а праны — в махапране. 

Маха-мудра и другие мудры и бандхи по сути активизируют тот же самый процесс, что и кхечари, а именно — пробуждение Кундалини-шакти. Физические же техники — заведение языка за небо (кхечари-мудра), втягивание живота (уддияна-бандха), сокращение мышц шеи (джаландхара-бандха), давление пяткой в область  ануса (мула-бандха) и т.п. — лишь вспомогательные внешние средства, связанные с адхарами (опоры для сознания; 16 точек, расположенных преимущественно вдоль сушумны). 

В связи с тем, что натхи не делают жестких границ между материальным и духовным, мудры и бандхи как раз могут считаться той самой частью садханы, которая соединяет хатха-йогу и раджа-йогу.

В данном видеоролике Гуру Йоги Матсьендранатх объясняет, как выполнять маха-мудру, маха-бандху и маха-ведху: