Гуру-пуджа

Гуру-пуджа (почитание Гуру) — это основная и самая простая йогическая пуджа. Она совершается утром и вечером. В зависимости от уровня посвящения пуджа может иметь некоторые различия.

Для аваламби-дикшита (джигьясу) натха Гуру-пуджа (она еще называется Шамбхави-пуджа) выглядит следующим образом:

Исходное положение — упадешасана (позиция на корточках, которая активирует четыре нижних энергетических центра).

Обе руки тыльными сторонами ладоней касаются земли. В этом случае земля символизирует Мать, Богиню, опору жизненной энергии человека, а также Шакти в качестве видьи (источника познания). Не случайно землю соотносят с желтым цветом, потому что земля есть не что иное, как энергия солнца. А солнце — это Шакти, символ пурната (полноты всех проявлений Божественной Матери). Когда у садхаки обе руки на земле, это означает его направленность к пурнате. На протяжении всей пуджи натх-джигьясу не должен отрывать руки от земли. 

Положение позвоночника изначально ровное и взгляд направлен вверх. Это связано с тем, что верх — символ трансцендентной реальности, Шивы, Алакх Ниранджана, того, что недоступно для обычных чувств и ума. 

Таким образом, смотря вверх, на мурти (образ Гуру или Горакшанатха) или в глаза Гуру, следует касаться поочередно большими пальцами каждого пальца на обеих руках с одновременным произнесением следующей мантры: 

Шри Натха джи Гуру джи ко Адеш
Шри — это неотделимая от Шивы Ниджа-шакти. 
Гуру джи — это Гуру, в котором проявлены все Божества и Ишта-девата ученика. 
Ко означает на хинди направление по отношению к кому-либо. В данном случае — к Натха Гуру. 
Адеш означает единство Атмы, Дживатмы и Параматмы. 

Затем, свернув все пальцы обеих рук в кулаки, при этом большие пальцы и кулаки прижимаются друг к другу (муштика-мудра), совершается поклон на завершении слова Адеш. В поклоне  автоматически сгибаются верхние отделы позвоночника, что активизирует соответствующие ему центры; макушка головы направляется к рукам и символически к падукам (стопам) Гуру или же Божества. Далее следует выпрямить позвоночник и заново раскрыть ладони, вновь направить взгляд вверх и произнести следующую мантру: 

Шри Балджати Гуру джи ко Адеш .
Бал — означает того, кто имеет юное или нестареющее тело, то есть вечное. 
Повторяется поклон и подъем вверх, таким же образом, как и в первый раз.

И на третий раз все то же самое с мантрой: 

Шри Шамбхуджати Гуруджи ко Адеш .
Джати — род, готра, каста, принадлежность, кула. 
Шамбху — имя Шивы, Благой. Таким образом, садхака почитает Гуру как вечного Натха Шиву, как Шива-кулу. 

В этой пудже положение позвоночника и поклон - это активация энергоцентров и центрального канала. Две ладони — это Пуруша и Пракрити, десять пальцев рук — пять грубых элементов и пять индрий. Верхнее пространство — это Шива, нижняя часть, земля, — Шакти, а то, что между ними — джива в виде йогина. 

Гуру-пуджа
Гуру-пуджа

Натх-аугхар делает пуджу практически так же, только в правой руке он определенным образом держит нади (свисток), а после произнесения мантры он отрывает вверх правую руку от земли, поднося нади ко рту и издает свистком звук. Потом правая рука возвращается вниз к левой и совершается поклон. После трех таких поклонов со звуком, совершается вращение — натх, поддерживая левой рукой локоть правой руки, которая держит свисток нади возле рта, издает звук дхвани, распространяя его на все восемь сторон света, таким образом почитая всех Божеств во Вселенной. Гуру-пуджа со звуком также называется Нади-пуджа.

Пуджа для Натхов-даршани выглядит таким же образом, но, кроме всего прочего, они двумя руками касаются кундал в ушах и падук Гуру и Божеств. Даршани может просто касаться кундал, нади-джанео не является обязательным.