Тарака и Аманаска йога

В традиции натхов существует множество разновидностей медитативных практик (дхараны, дхьяны, самадхи). Условно они подразделяются на тарака-йогу и аманаска-йогу, причем тарака обычно включает в себя аманаску в качестве завершающего этапа. Основные тексты традиции, посвященные этой теме — это "Аманаска-йога", "Мандала-брахмана упанишада", "Адвая-тарака упанишада".

Тарака-йогу называют йогой света или йогой спасения (освобождения), йогой самадхи (савикальпа), она является сущностью хатха-йоги. Практики, составляющие тарака-йогу — это, в основном, работа с праной, со светом сознания. Усиление этого света и ведет к состоянию унмани (аманаска, безмыслие).

В йогических текстах описываются методы постижения тараки (света):

  • работа с тремя лакшьями (объекты для созерцания): внутренней, внешней и средней лакшьей. Медитация на внутреннюю (антар) лакшью включает в себя созерцание Кундалини в сушумне, чакр в теле, различные джьотир-дхьяны (медитации на свет; например, созерцание света в пространстве головы — шамбхави-мудра), работа со звуком (наданусандхана), с бинду и пятью элементами и др. Постижение внешней (бахир) лакшьи подразумевает концентрацию на 16 адхарах (точки в теле для опоры сознания), практику двадашанты (концентрация на определенных точках вниз от кончика носа, а также в пространстве над головой), созерцание различных внешних объектов. Объекты средней (мадхьяма) лакшьи несколько сложны для описания, они не находятся в каком-либо месте (ни внутри, ни снаружи), могут иметь любую форму и цвет, или же не иметь таковых; часто в текстах их описывают как неопределенные световые явления, созерцая которые можно перейти к восприятию вьом (пространств).
  • вьома-панчака-дхарана — восприятие пяти пространств: ниргуна-акаша, пара-акаша, маха-акаша, таттва-акаша, сурья-акаша (акаша, также как и вьома, означает пространство). Садхака становится подобным этим пространствам, открывающимся внутри и снаружи, обретает опыт света и темноты, а также бескачественной акаши. Осознавая себя и мир как единое самосветящееся Сознание, йогин постигает тараку, познает себя как Вечный Атман.

Аманаска-йога является синонимом раджа-йоги, это йога безмыслия, растворения в собственной природе. Ее соотносят с состоянием нирвикальпа-самадхи.  Речь идет о растворении йогином его привычного состояния ума и праны, которые связаны друг с другом, и это состояние называется "унмани" или "аманаска": "у" — возвышение, "мани" — ум (возвышение ума к его изначальному, безграничному источнику). Можно сказать иначе — "а-манаска" (оставление ума, привычного для обычных людей). Реализация аманаски, согласно натховским текстам, достигается посредством унмани-мудры или шамбхави-мудры и подобных практик, например, двадашанты; иногда предписывается оставить все, связанное с умом и методами, стать "непричастным" ко всему. Аманаска, растворение в Парабрахмане, ведет к раскрытию сахаджи — своего изначального и естественного состояния бытия.