Советы по практике пранаямы

<<< Вернуться к статье "Концепция пранаямы"

Пранаяма подразделяется на две разновидности: сахита-кумбхака (намеренная задержка дыхания) и кевали-кумбхака (спонтанная, инстинктивная задержка). Сперва следует практиковать различные виды сахита-кумбхаки, которая потом плавно и естественно переходит в кевала-кумбхаку.

Самое важное вначале — освоить полное дыхание, в котором и вдох (пурака) и выдох (речака) начинаются с живота. Живот — это место локализации канды (область, где берут начало основные энергетические каналы). Можно заметить, что когда мы дышим животом, то это определенным образом сказывается и на теле, и на сознании: тело становится более раскрепощенным и ум также становится более открытым. Это тот самый момент, который объединяет йогические и китайские дыхательные методы, и он базовый в обоих системах. Полное дыхание используется практически во всех видах пранаямы, во всех сахита-кумбхаках, только в кевали-кумбхаке живот не задействован, потому что кевали предназначена для высших разделов хатха и раджа-йоги. При освоении правильного дыхания нужно дышать плавно и ровно, начиная с низа живота, постепенно задействуя грудную клетку и далее ключицы. Полное дыхание вместе с удджайи можно осваивать непосредственно в асанах.

После того, как садхака овладел техникой полного дыхания, можно выполнять остальные пранаямы. Обычно, сперва выполняется очищение нади посредством капалабхати (в качестве крийи и пранаямы), далее анулома-вилома и нади-шоддхана. Анулома-вилома отличается от нади-шоддханы тем, что в ней отсутствует задержка дыхания, делаются лишь попеременные вдохи и выдохи.

Нади-шоддхану рекомендуется осваивать начиная с 5 циклов, постепенно увеличивая и количество повторений и время пропорций. Ни в коем случае не следует в сахита-пранаямах форсировать вдохи или выдохи, это может быть небезопасно. Далее можно постепенно переходить к таким пранаямам как удджайи, сурья-бхеда и другим, они устраняют дисбаланс в дошах и поэтому вылечивают многие болезни. Например, удджайи уменьшает доминирование капхи, сурья-бхеда - ваты, ситали и шиткари полезны при увеличении питты. Бхастрика уравновешивает все доши, она действует на саману-вайю, которая уравновешивает прану и апану. В области саманы находится набхи, и так как бхастрика воздействует на этот центр, то она способствует пробуждению Кундалини-шакти. Мурчха-пранаяма полезна для медитации, бхрамари - для успокоения нервной системы, а так же способствует более качественной дхьяне. Ситали и шитали очищают кровь, йоги считают, что при регулярной практике этих пранаям даже яды не причинят вам вреда, эти пранаямы рекомендуется делать летом. Сурья-бхеду же полезно выполнять в зимний сезон. В целом задача всех видов пранаям - очистить нади и подготовить ум и чувства к качественной медитации.

Обычно в пранаямах не сразу используются бандхи или мудры, как правило, они постепенно включаются в практику после 2-3 лет занятий. Иногда, при отдельной практике мудр, используются некоторые виды пранаям, в отдельных мудрах используется кевали-кумбхака, например, в кхечари.

Перед пранаямой можно читать специальные прана-гаятри, прана-мантры, мантры для асаны, мантры в самой пранаяме - биджи.

Ряд полезных советов по практике пранаямы:

  1. Место, где выполняется пранаяма, должно быть проветрено и не иметь запаха, не должно быть сырым, жарким или холодным.

  2. Используйте одеяло, шкуру тигра и т.д., если вы сидите на земле, чтобы энергия, выработанная в теле, не ушла в землю. Можно использовать деревянную подставку или плиту, чтобы сидеть на ней.

  3. Лицо, при занятии пранаямой, нужно направить к солнцу, следовательно, утром следует сидеть лицом на восток, а вечером - на запад.

  4. Саттвичная еда типа молока, топленого масла или сливочного масла, свежих овощей, фруктов и т.д., более полезна для тех, кто практикует пранаяму. Тамасичная еда, такая как мясо, лук, чеснок, табак, вино и т.д., задерживается при упрочении энергетических волн, созданных в теле.

  5. Необходимо воздержание (целибат), выход семени во время взаимоотношений запрещен.

  6. Если возможно, храните вещи, касающиеся йогической практики отдельно, потому что вещи и само место заряжают ваши духовные вибрации.

  7. Ограничьте выполнение пранаямы в период менструации и во время беременности.

  8. Если вы заметите необычные или пугающие вас состояния, то сообщите тому, кто контролирует вашу практику, не испытывая при этом какого-либо страха или радости.

  9. После обретения сиддхи нельзя использовать их ради славы или мирских удовольствий, их надлежит использовать только для достижения высшей цели человеческой жизни.

  10. Не пытайтесь изменять пранаямы бессознательно или полусознательно.

  11. Пранаяма становится более полезна при занятиях асанами и мудрами.

  12. Практические действия, связанные с ямой и ниямой, делают тело пригодным для Кундалини-йоги. Без практики ямы и ниямы асаны и пранаямы становятся помехой на пути духовной жизни.

  13. В теле находятся отмирающие частицы и продукты распада. Они активируются и приводятся в движение пранаямой, тем самым ускоряя обновление соматических клеток. Один стакан воды выводит бесполезные и старые клетки и дает жизнь новым клеткам тела. Именно поэтому существует правило выпивать стакан воды перед началом асан и пранаям, а по окончании занятия - сходить в туалет.

  14. Не допускается тесная одежда во время практики пранаямы и т.д., чтобы выполнять необходимые действия без давления и напряжения. Пробуйте носить меньше одежды и сохранять грудь покрытой.

  15. Выполнять пранаяму запрещается при полностью пустом и наполненном животе. Людям, страдающим кашлем, лихорадкой и испытывающим голод не разрешают заниматься пранаямами, применяемыми в Кундалини-йоге.

  16. Пранаяма более полезна, когда выполняется в ваджрасане, вирасане, сукхасане, падмасане, свастикасане и сиддхасане.

  17. Более полезно съедать пищу до заката солнца, а заниматься пранаямой в брахма-мухурту (4 часа утра, до восхода солнца), так, чтобы период времени между пранаямой следующего дня и вечерним принятием пищи составлял более восьми часов.