Бхартрихари

Бхартрихари был старшим сыном в семье и, по обычаю, унаследовал все королевство. Его правление складывалось не слишком удачно, он не оправдывал возлагаемых на него надежд. После трагической гибели всех жен он встретился с Горакшанатхом, и тот показал ему всю иллюзорность мира, посредством своих сиддх материализовав его жен, а затем вновь растворив их в пустоте. Бхартрихари был так поражён увиденным, что оставил трон и стал йогином, достигшим впоследствии многих сиддх. В Удджаине есть несколько пещер, в которых он медитировал.

Вичарнатх.jpg
В Традиции Натхов известен как великий сиддха Вичарнатх.

Бхартрихари обрел способность материализовывать и дематериализовывать свое тело; некоторые натхи верят, что в будущем он займет место среди Нава-натхов. От Бхартрихари пошел обычай перед принятием санньясы совершать парикрам по всем сиддха-питхам. Также этот сиддха является образцом тьяги и вайрагьи (йогического отречения и отрешенности).

Одна из легенд гласит, что однажды в царство Бхартрихари пришел Горакшанатх; всем было известно, что он был великим мистиком, обладающим бессмертием. Бхартрихари поспешил к Горакшанатху с просьбой даровать ему вечную молодость, и в ответ на просьбу Горакшанатх дал ему пилюлю. Но Бхартрихари так сильно любил свою жену Пингалу, что отдал пилюлю ей, чтобы она всегда оставалась молодой. Однако Пингала отдала пилюлю своему любовнику-охраннику; охранник, в свою очередь, – пришедшейся ему по душе проститутке, а та (так как свою жизнь считала страданием) отдала пилюлю Бхартрихари, чтобы король жил как можно дольше. Когда пилюля вернулась к нему, Бхартрихари был поражен. Он ушел к Горакшанатху и стал его учеником.

По другой легенде Бхартрихари был охотником по имени Хун. Однажды он увидел, как жена одного из охотников, убитого коброй, провела обряд сати (самосожжения). Хун решил проверить, готова ли его жена на такой поступок, и отправил ей весточку, что будто бы он погиб во время охоты. Когда же Хун вернулся, то увидел только пепел на погребальном костре жены. Он был так расстроен, что блуждал вокруг костра несколько дней и не мог найти покоя. (По одной из версий Рани Пингала, его жена, была ученицей Горакшанатха; тот дал ей цветок и сказал, что он будет благоухать пока ее муж жив. Когда же она получила известие о смерти мужа, а цветок продолжал благоухать, она поняла,  что муж на самом деле жив, но не смогла смириться с мыслью о том, что он сомневается в ее любви, и покончила с собой.)

В том месте появился Горакхнатх и спросил короля, отчего тот скорбит. Король ответил, что причина его скорби – любовь к умершей жене. Тогда Горакхнатх бросил свою чашу для подаяний и, так как она разбилась, начал плакать, имитируя скорбь короля. Хун сказал йогину, что его потеря не является такой непоправимой, как утрата королевы. На что Горакхнатх ответил, что он может легко воскресить его жену, в то время как чаша его утрачена, и это намного печальнее. Он окропил водой пепел погребального костра. Появились 25 (по другой версии 100) королев, все один в один как жена Хуна, Пингала, и они восклицали: «Оставайся отрешенным! Ты сошел с ума? Неизвестно, сколько раз мы были тебе женами, матерями или сестрами!». Увидев и услышав это, Бхартрихари перестал горевать и принял Горакшанатха как Гуру.

Бхартрихари1.jpg

Однако, он не оставил свое царство. Однажды на охоте Бхартрихари набрел на стадо оленей, состоящее из 70 самок и одного самца, но этого самца-оленя у него никак не получалось настигнуть. Тогда одна из самок попросила, чтоб он убил кого-то из них, его жен, но не трогал оленя. Но Бхартрихари был кшатрием и не мог убить самку. Тогда самка попросила оленя встретить стрелу царя. Тот согласился с условием: «Отдай мои ноги вору, чтобы он мог убежать от своей жизни; мои рога – йогину, чтобы он мог использовать их для нады; мою кожу – аскету, чтобы он мог на ней поклоняться; мои глаза – прекрасной женщине, чтобы ее называли mriga-naini («с прекрасными глазами лани» – признак красоты женщины в Индии); а плоть мою съешь сам.» Так и произошло.

По возвращении в царство Бхартрихари встретил Горакшанатха, который рассказал, что на самом деле убит был не просто олень, а его ученик. Бхартрихари воскликнул: «Если бы я только имел мистические способности и мог воскресить его!» Горакшанатх взял горсточку земли и кинул на Бхартрихари, тот сразу обрел нужные способности и воскресил оленя. После этого Бхартрихари оставил царство и сопровождал Горакшанатха. Но Горакшанатх отказался принять его в ученики, пока тот не принесет милостыню от своих жен, относясь к ним как к своим матерям; кроме того, ему следовало практиковать йогу 12 лет. Бхартрихари так и сделал, он стал выдающимся йогином и основал вайраг-пантх. А когда пришел за милостыней к своим женам, сказал: «С точки зрения царя, вы – мои жены, но с точки зрения йогина – вы мои матери, и мой Гуру велел мне так вас и называть».

Также эта легенда связана с одним из материалов, используемых при изготовлении джанео в Традиции Натхов – из рога оленя изготавливают свисток йогина.