Канифнатх (Канипанатх)
По легенде один из гигантских слонов-диггаджи, охраняющих стороны света, однажды спал в Гималаях, когда в его ухо спустился шар света и принял форму ребенка. Кто-то должен был достать его из слоновьего уха, и эта роль выпала Джаландхарнатху.
Слон был очень опасным: если разозлится, то справиться с ним невозможно, поэтому еще издалека Джаландхар применил свои гипнотические способности, и тот словно прирос к земле. Джаландхар подошел к нему и громко объявил: «Каниф! Ты – наследник Нараяны и сын Господа Брахмы! Выходи, твоя миссия ждет тебя!» Юный аскет выглянул наружу, Джаландхар прошептал ему на ухо мантру, и в тот же момент невежество Канифа исчезло. «Ты должен передать ему знания и сиддхи», – сказал Агни Джаландхару. Так началось двенадцатилетнее обучение Канифнатха. Следующие двенадцать лет Каниф занимался аскетической практикой на берегу Ганги, после чего отправился в паломничество, во время которого принял в ученики более 700 человек!
Однажды Канифнатх с последователями достиг Царства Женщин, где в это время находился великий йогин и тантрик Матсьендранатх (Маччиндра). Границы царства охранял Хануман, и он не пускал Канифнатха, однако тот так связал марути, что Хануман какое-то время не мог высвободиться. Это сильно удивило Ханумана, ведь он обладал огромной мощью. Освободившись благодаря силе воздуха, он подумал: «Это йогин, он может увести Маччиндру из царства, если допустить их встречу. Надо его как следует напугать!» – и увеличил себя до размеров горы. Ученики Канифнатха начали разбегаться от ужаса, но Каниф остановил их. Началось сражение. Канифнатх стал побеждать. Хануман обратился за советом к своему отцу – Богу Ветра. Вайю сказал: «Каниф доблестен, как и Маччиндра, ты будешь беспомощен перед ним. Поэтому сделай его своим другом». К тому времени море закипело от жара поединка, морские жители начали погибать. Тогда море вместе с Вайю остановили Канифа и Марути и представили их друг другу.
Каниф сказал: «Мы хотим пройти в Царство Женщин и затем уйти оттуда, пожалуйста, не останавливайте нас!» Марути рассказал историю женитьбы Маччиндры на королеве Царства Женщин и как ей будет плохо, если возлюбленный вспомнит о йоге и покинет ее. Хануман разрешил сиддхе войти в царство с одним условием: «Ты не должен ничего говорить Маччиндре о мире йоги».
Маччиндра узнал о прибытии гостя и сразу почувствовал в нем сильного практика: «Надеюсь, великий мудрец из нашей Традиции Натхов прибыл сюда не для того, чтобы забрать меня?» Вместе с супругой Маинакини и сыном Минанатхом он организовал превосходный прием Канифе и его ученикам, целый месяц служа им всеми возможными способами. «Если Каниф выберется отсюда, он расскажет Горакшанатху где я, и тот придет за мной. Так что будет лучше, если Каниф на месяц увлечется удовольствиями», – рассуждал Маччиндра и организовал йогину разнообразные соблазны с помощью прекрасных женщин, но безрезультатно – Каниф покинул царство.
Во время дальнейшего путешествия Каниф встретил Горакшу в джунглях, они начали общаться и проверять сиддхи друг друга. Силой своих сверхспособностей каждый с большого расстояния достал манго с дерева. Но у Канифа не было сиддх, чтобы вернуть манго обратно, тогда Горакша сказал: «Нет ничего невозможного для настоящего ученика своего Гуру», – и поместил манго на дерево. Каниф признал его превосходство и рассказал, как Учитель Горакшанатха, Маччиндра, устроил свою семейную жизнь в Царстве Женщин и что ему (Канифу) пришлось там вытерпеть. Горакша пришел в ярость и рассказал историю, как Гопичанд похоронил Джаландхара под кучей навоза. Так они оба узнали о местонахождении своих Гуру, с освобождением каждого из которых связаны дальнейшие истории. Одна из них - история о короле Гопичанде.
Шри Канифнатх джи известен в Индии также под именами Kanipā, Kṛṣṇācarya, Kṛṣṇāvajra, Kāṇhapā, Kṛṣṇapād, Kānhū, Kānapā, Kaṇerī, Kaṇanipā, Kṛṣṇācarī / Kālācarīt, Kānhil Lāṅgā, Chompāpā.
Согласно разным источникам, он был родом из Ориссы либо из Карнатаки. В сборнике ваджраянских мистически песен Чарьяпада (10 в.), Канифнатх назван капаликом. Он является автором комментария «Хеваджрапаньджика», или «Йогаратнамала», к «Хеваджратантре». (12 век) Также Канифнатху приписывают шесть трудов по философии и 74 работы по тантре. У Канифы было несколько известных учеников, среди которых сестры йогини Канкхала и Мекхала, входящие в список 84 буддистских махасиддхов. Девушки известны тем, что отрубили себе головы и пожертвовали их своему Гуру, они тесно связаны с Богиней Чхиннамундой/Чхиннамастой).