Матсьендранатх

В Натха-сампрадае Горакшанатх и Матсьендранатх являются великими Гуру, аватарами Шивы. Это не просто Учителя, которые достигли просветления и реализовали сиддхи, но они являются и проявлением Абсолюта, и сам Абсолют и есть. Легенд про Матсьендранатха очень много.

Явление Матсьендранатха (Маччхиндранатха)

Основная легенда говорит о его имени मत्स्येंद्रनाथ (Matsyendranath): "матсьендра" означает "владыка рыбы". Считается, что сын Шивы, Сканда, выбросил в океан "Кула-агамы", которые проглотила рыба, рыба же считается аватаром Вишну.

Другое значение рыбы и океана — это океан сансары. Матсьендранатха проглотила рыба и он, находясь в океане сансары, получил знания йоги от Адинатха, предназначавшиеся для Деви. Рыба, во чреве которой под водой находился Матсьендра, оказалась возле острова Чандра-двипа, где происходило обучение. Деви же, слушая Адинатха, заснула.

И когда Шива Адинатх спросил ее: "Ты слышишь, чему я тебя учу?", то вместо неё ответил Матсьендранатх: "Конечно слышу". На что Шива ответил, что теперь он знает, кто настоящий ученик и кому передать знания йоги. Деви же, когда узнала об этом, рассердилась и прокляла Матсьендранатха. Она сказала, что за совершенные апарадхи он уснет в царстве женщин, и там его настигнет погибель. Однако впоследствии проклятью помешал свершиться ученик Матсьендранатха, Горакшанатх. Когда Матсьендранатх почти уже был в Патале и ему явился Бог Яма, Горакшанатх победил Яму. Горакшу боялись все Боги, Он был великим йогином и обладал большим могуществом.

Одна из легенд говорит о том, что Горакша и Матсьендра на самом деле — одна сущность, и что в рыбе находился сам Шива в форме Матсьендранатха, а когда он вышел из рыбы, то превратился в Горакшанатха. Но наиболее распространенная история повествует о том, что Горакшанатх все-таки был сыном Матсьендранатха, и что Горакшанатх был рожден от ума, "манаса" Матсьендранатха.

Еще одна легенда гласит, что Матсьендранатх, находясь 12 лет во чреве рыбы и практикуя тапас, достиг большого могущества, а когда вышел из воды, то ему явился Шива и сказал: "Ты можешь просить меня о чем пожелаешь".  Матсьендранатх ответил: "Я хочу, чтобы ты сам явился как мой ученик", Шива дал согласие и явился как Горакшанатх. 

По другой легенде Матсьендранатх занимался своей практикой во чреве рыбы под водой возле Камакхья-питха (одно из самых известных мест Шакта-тантризма) и после двенадцати лет садханы обрел силу. Тогда ему открылись знания Шабар-мантр, явился Шива вместе с Шакти, и всеми Богами вселенной, которые дали свои благословения и вложили силу в мантры. Так Матсьендранатх стал основателем одной из новых тантрических систем. Сейчас многие тантрики и, конечно же, сами натхи используют эти мантры.

Матсьендранатх, по другой версии, был извлечен из реки Брахмапутра неким рыбаком Канипой, возле Камакхья-питха. Этот рыбак и стал первым учеником Матсьендры и основал один из пантхов в Натха-сампрадайи.


Явление Маччхиндры

Легенда из "Наванатх Бхактисар"

Шива_дает_наставление_Шакти.jpeg.jpgВсякий раз, когда Дхарма (нравственность) становится жертвой Адхармы и порок властвует повсюду, в ту эпоху воплощается Господь, чтобы защитить добро и уничтожить зло. При участии многих богов, отшельников и мудрецов формируется далеко идущий план развития духовных учений и безопасности народов. В эпоху воплощения Господа Кришны, то есть в конце Двапара-Юги, были составлены планы для века Кали-Юги. Среди них был один из самых значимых замыслов: девять Нараян должны принять божественное рождение и передать людям знания как достичь мокши (спасения).

Когда пришло время один из Нараян, Кави, появился в целомудренном чреве рыбы в реке Ямуна. Так совпало, что Господь Шанкара давал богине Парвати учение самопознания на берегу реки Ямуны. Кави будучи во чреве рыбы, все услышал и признался в этом. Господь Шива сразу же понял значение происходящего и благословил Кави. Прошло какое-то время и рыба отложила икру на берегу реки. Цапли начали ее клевать, когда младенец выпал из большой икринки и начал плакать. Это был Кави Нараяна. Цапли улетели, а ребенок продолжал плакать. 

Неподалеку жил рыбак по имени Камик вместе со своей женой Шарадватой, они были бесплодной парой. Когда рыбак пришел на берег реки, увидел этого ребенка и очень обрадовался. Он подумал про себя: “Это подарок Богов!”, и забрал дитя домой. Супруги относились к нему с огромной любовью и назвали Маччхиндрой.

Ребенок стал расти в рыбацкой общине и был всеми любим. С 4-5 лет он начал ходить с отцом Камиком на берег реки. Отец ловил в реке рыбу и бросал ее в корзину, которая стояла на берегу, а мальчик защищал рыбу от ворон. Но вскоре ребенок забеспокоился из-за знания, которое он получил от Господа Шивы, когда был в утробе. Он не мог смириться с тем, что рыба в корзине извивается без воды и отпустил ее обратно в реку, пока его отец был занят рыбной ловлей. Рыба получила дар жизни. Когда Камик вернулся на берег, он накричал на Маччхиндру, так как его усилия оказались напрасны: “Дитя, какой смысл проявлять милосердие к рыбе, если ты умрешь с голоду?” Камик утащил ребенка домой. Маччхиндра подумал: “Лучше просить милостыню, чем набивать брюхо ценой жизни животного!” Как только рыбак повернулся к нему спиной, он убежал и изо дня в день продолжал идти на север. 

Так он добрался до Бадрикашрам. Увидев это восхитительное место, он подумал: “Это место, где я должен сидеть и медитировать согласно наставлению Господа Шанкары”. 5-летний ребенок сидел в медитации и практиковал аскетизм.

Бадрикашрам.png


Сила Матсьендранатха

Легенда из "Наванатх Бхактисар" 

Прошло уже 12 лет с тех пор, как Маччхиндра приступил к практике аскетизма и Господь Даттатрея даровал ему божественное видение и благословил его. От аскетических практик Маччхиндра ослабел и Даттатрея развеял его немощь силой своих благословений. Он дал ему Мантра-дикшу* и в тот же миг покровы Майи развеялись перед Маччхиндрой. Тогда Даттатрея спросил его: “Где Ишвара?” “Ишвара повсюду!” - ответил Маччхиндра. Даттатрея кивнул в знак согласия. Господь Шива также даровал Маччхиндре божественное видение и пробудил в нём память о том, как тот достиг Атмаджняны (знания своей истинной природы), находясь в утробе рыбы. Шива сказал Даттатрее: “Дай Маччхиндре действенность и силу Сиддхи (силу постижения Всевышнего)”. И Даттатрея обратился ко всем богам, чтобы они даровали Маччхиндре свою милость. Также он привёл Маччхиндру к победе над Панча-таттвой (пятью элементами природы). И вверил ему руководство общины Натхов с именем Маччхиндра, передал Шрунги (украшения из рогов животных), Карнаведху (таинство прокалывания ушей) и другие атрибуты. Маччхиндранатх достиг духовного осознания.

Маччхиндранатх покинул Бадрикашрам и направился на юг. Он пришел в Сапташрунги, где стал почитать богиню Амбу. Ему хотелось создать поэтическое писание, которое будет полезно людям, но какое божество может дать поэтическое вдохновение? Он совершал Ягью (ведический ритуал) в течение семи дней. Богиня явилась перед ним и указала ему как достичь Сабари Видьи (знание мантр для всеобщего успеха и духовного роста)  с помощью строгой садханы. Она отвела его на гору Мартанда. Там была священная смоковница, которая появилась на свет благодаря силе действия мантры Натха. На этом дереве были Солнце и другие боги, пятьдесят два героя и двенадцать богинь-матерей. Богиня велела Маччхиндранатху набрать воды из реки на горном хребте Брамхагири и окропить ею дерево. Она также предупредила его об опасности, с которой он встретится на пути: “В русле реки много маленьких водоемов. Возьми вьющееся растение пандхари и положи по одному в каждый водоём.  Из водоёма, в котором лиана останется живой, набери воды в стеклянный сосуд, побрызгай той водой дерево и сам прими омовение. После омовения у тебя случится обморок, но ты должен продолжать повторять двенадцать имен Адитьи, которые помогут тебе выжить и вернуть сознание. С каждым окроплением водой один из Богов будет доволен тобой. Снова и снова, не уставая, тебе следует продолжать омывать себя водой и радовать Богов.”

Пандари_-_лиана.jpeg
Лиана пандхари
Водоемы.png
Потоки реки на горном хребте Брамхагири

Маччхиндра повиновался указаниям Богини. Он наполнил сосуд водой из водоема, в котором вьюнок оставался свежим. Несмотря на то, что он терял сознание, Маччхиндра настойчиво повторял двенадцать имен Адитьи. В это время на него обратил внимание Бога Солнца. Затем он отправился на гору Мартанда и окропил водой дерево Наагасрваттха. Это принесло удовлетворение Богу Солнца, и он пообещал ему: “Я явлюсь перед тобой, как только ты вспомнишь обо мне.” Это придало Маччхиндре воодушевления, и он снова и снова брал воду из сотен кувшинов и радовал остальных Богов. Все это заняло семь месяцев. После чего Божества дали ему необходимое поэтическое вдохновение и он написал Сабари Видья в поэтической форме. Маччхиндра был счастлив, создав нечто столь просветляющее! Он принял благословение Богини Амбы и отправился путешествовать.


Маччхиндра и Хануман

Легенда из "Наванатх Бхактисар" 

Совершая паломничество по Бенгалии, Маччхиндранатх достиг Рамешвара. Он уже собирался искупаться в море, когда неожиданно пошел дождь. Тут Маччхиндра заметил на соседнем утесе обезьяну, которая затеяла строительство дома из камня. Он удивился несвоевременности этого предприятия и крикнул ей: "Дождь уже льёт, а ты собралась строить дом? Вот глупая обезьяна!” Этой обезьяной был не кто иной, как Хануман. 

– Ты кажешься мудрым человеком! – сказал Хануман.
– Как тебя зовут? – спросил Маччхиндра.
– Джати, то есть Яти (“Яти” означает “аскет”).
– Я знаю только одного Яти – Ханумана, который служит Раме.
– Я обладаю небольшой частью его силы. А насколько ты силен?
– Сначала ты покажи свою силу!

Только Маччхиндра это сказал, как обезьяна тут же взлетела, подняла гору и бросила ее в йогина, но Маччхиндра заклинанием подбросил гору в небо, где та зависла. Марути бросил много гор, и Маччхиндра остановил их все. Он пел Ватакаршан-мантру (мантра для контроля над стихией воздуха) и плескал морскую воду на Марути. Когда Марути выдохся, появился его отец Вайю и вместе с ним сдался Маччхиндре. Он пообещал Маччхиндре их полную поддержку в любое время, когда тот захочет.

– Хануман, мы с тобой встречались ранее и ты благословил мою Сабари Видью (знание мантр в поэтической форме), почему же ты противостоял мне сейчас? – спросил Маччхиндра. 

Марути ответил:
– Я проверял твои способности! В моем сердце есть бремя, которое только ты можешь снять. Можешь ли ты сделать мне одолжение?

Когда Маччхиндра согласился, Марути рассказал: 
– После убийства Раваны, Рама и Сита вернулись в Айодхью. Сита была впечатлена моей преданностью Богу Раме, и ей пришла в голову мысль, что я достоин счастья. Она взяла с меня обещание выполнить ее просьбу, и когда я согласился, сказала, что я должен жениться, вести домашнее хозяйство, наслаждаться жизнью и быть счастливым. Я впал в великую печаль и обратился с вопросом к Господу Раме, на что он сказал: “Убив асура, ты должен отправиться в царство женщин. Однако, одного твоего крика будет достаточно, чтобы женщины забеременели, так ты продолжишь быть брамхачари”. И вот я оказался в женском Царстве. Женщины от моего крика беременели, но королева Майнакини настаивала на физической близости. Я сказал ей: “Мудрец Кави Нараяна позже воплотится как Маччхиндранатх, женится на Вас и выполнит Ваше желание”. Вот таким образом я и отвертелся от ее упрямства. Но из-за данного ей слова я всё время остаюсь в тревоге. Если ты сдержишь слово, которое я ей дал, то избавишь меня от этого напряжения. Пожалуйста, сделай это для меня!

Маччхиндра и Хануман.pngМаччхиндра погрузился в глубокую задумчивость. Он был йогином, стоящим выше чар Майи, но насколько это согласуется с его обещанием создания общества Натхов? Он должен выполнить свою первичную клятву любой ценой.

– Хануман, пожалуйста, не ставь меня в такое трудное положение. –  После некоторого раздумья он добавил: – Я не желаю вступать в интимные отношения с женщиной. Ты знаешь обстоятельства, через которые Вишвамитра, Индра, Нарада, а также Брахма и Шанкара должны были пройти из-за женщин! Тогда зачем ты это мне предлагаешь? Но Марути был непреклонен:
–  Майнакини родит твоего сына Минанатха, который будет воплощением Упаричара Васу. –  Марути предсказал будущее и продолжал настаивать, поэтому Маччхиндра ответил:
–  Сначала я завершу паломничество и выполню свой обет Натха. И только тогда я отправлюсь в Царство Женщин.

Марути сказал:
–  Хорошо! В царстве женщин нет ни одного мужчины, и если когда-нибудь туда войдет мужчина, он умрет. Но я устрою для тебя встречу.

Маччхиндра дал Марути обещание и, подумав о своём обете, отправился в паломничество по всему миру. 


Маччхиндра, бхайравы, матрики и Богиня Хингала

Легенда из "Наванатх Бхактисар" 

Путешествуя, Маччхиндра решил поклониться Богине Хингале. Ее святилище располагалось в густом лесу. Одну из огромных входных дверей охраняли восемь бхайрав. Они поприветствовали натха.

– Я пришел сюда, чтобы поклониться Дэви Хингале, – сказал он.
– Мы охраняем это место. Ты не можешь войти, не перечислив свои грехи и добродетели.
– В моем нынешнем состоянии отречения нет различия между грехом и добродетелью, – пытался убедить стражу йогин, но тщетно, бхайравы ринулись к нему.

Маччхиндра обратился ко всем богам и с помощью заклинания материализовал священный пепел, сделавший его тело прочным как сталь. Он бросил охранникам вызов – те метнули в него грозное оружие. Оно отскочило затупленное. Натх отражал каждый выпад бхайрав. Когда он прочел ватакаршан-мантру и кинул священный пепел, все восемь стражей упали без сознания. Об этом поражении Хингале сообщили матрики. Богиня отослала их с наказом: "Обольстите этого брахмачари!" Но Маччхиндра был очень осторожен. Он издалека лишил матрик рассудка камастрой (оружием соблазнения), и те начали смеяться и танцевать. Затем Маччхиндра использовал ватастру (оружие контроля воздушного потока) – и одежды матрик разлетелись по сторонам. Они продолжали танцевать обнаженными. Чтобы еще больше унизить их, натх явил перед соблазнительницами молодых людей, а затем вывел матрик из транса. Придя в сознание и увидев себя и стоящих перед ними юношей, они убежали, сгорая от стыда. Маччхиндра же заставил иллюзии в виде юношей исчезнуть и последовал за матриками.

Devi.jpeg

Как только те предстали перед Дэви, она спросила: "В чем дело?" Матрики рассказали о силе натха и бросились к ее ногам, говоря: "Он – сущность одиннадцати Рудр! Вам следует покинуть это место". Тут одна из матрик заметила приближающегося натха и закричала: "Смотрите!" С помощью заклинания Богиня дала матрикам одежду, а затем обратила на йогина свой ясновидческий взор и увидела, кем был Маччхиндранатх на самом деле. Она узрела воплощенную форму Кави Нараянa и сказала матрикам: "Он – великий святой. Не бойтесь! Пусть его даршан благословит нас". Услышав это, матрики воодушевились. Богиня же, очень довольная, проявилась перед сиддхой.

Он поклонился Дэви. Она похвалила его за доблесть и молвила: "Сними заклинание, которое ты наложил на бхайрав, и приведи их в сознание. Дитя, твой подвиг порадовал меня!" Маччхиндранатх освободил стражников от чар. Бхайравы поднялись и начали славить его, а потом доложили Богине: "Мы проверяли его сверхъестественные силы, когда он победил нас!" Богиня сказала Маччхиндре: "Дитя, мы хотим увидеть действенность твоей йоги. Удерживай эту гору перед нами, висящей в небе, а после верни ее на место". Маччхиндра сделал так, как было велено, и при этом ни одно дерево и ни один камень не сдвинулись с места. Богиня воскликнула: "Ты покорил две противоположности – воздух и гору! Ты воистину святой!" – и даровала ему новое оружие. Она упросила натха остаться и сердечно привечала его, а на третий день, перед прощанием, благословила. Восемь бхайрав проводили йогина до границы джунглей.


Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх

Есть множество историй про Матсьендранатха и его ученика Горакшанатха. Одна из них рассказывает, что когда Горакшанатх освободил Матсьендранатха из царства женщин, Матсьендранатх показал своему ученику, что на самом деле не он находился в падении, а Горакшанатх впал в иллюзию.

Матсьендранатх.jpg
Барельеф в храме Горакхпура
Матсьендранатх из Бхартрихари-гуфы.png
Мурти Матсьендранатха из Бхартрихари-гуфы

История такова: однажды к Горакше пришел йогин и стал оскорблять имя его Гуру. Горакшанатх, будучи уверенным в своем могуществе, предложил магический поединок и, к своему великому удивлению, обнаружил, что йогин оказался сильнее. Тогда Горакшанатх стал думать, почему же такое произошло, а йогин сказал: "Твой Гуру потерял все свои силы. Он больше не Гуру, он полностью потерял самоконтроль, находясь во власти женщин, и через несколько дней его ждет смерть. А ты слаб, потому что слаб твой Гуру, так как Гуру и ученик — одно целое".

После этих слов Горакшанатх отправился к своему Гуру и убедил Матсьендранатха оставить царство иллюзий. Что его ждут его ученики аскеты, которых он оставил, что он пал как Гуру, и поэтому обязан последовать за Горакшей к своим преданным. Матсьендранатх ответил, что готов вернутся обратно к ученикам, и когда они оба возвратились к натхам-аскетам, то Горакшанатх сильно удивился, увидев двух Матсьендранатхов: один шел рядом с ним, а другой ожидал их с учениками. После чего тот Матсьендранатх, что был с Горакшей, растворился в своем двойнике. Горакшанатх пал к стопам Гуру, говоря, что осознал урок, что тот йогин, победивший Горакшанатха, это и был на самом деле сам Матсьендранатх, который хотел показать своему ученику, что тот впал в гордыню, возомнив себя великим непревзойденным мастером и самым совершенным сиддхом. 

После того как Горакшанатх признал свою ошибку, Матсьендранатх сказал: "Ты смог исправится, и твое имя станет самым известным среди йогинов. Теперь ты действительно можешь считаться самым совершенным Маха Йоги". Так и произошло, Горакшанатх прославился даже больше своего Гуру, так как он одержал победу над самим собой.