Джаландхарнатх

Джаландхарнатх.png
Изображение Джаландхарнатха (мандир натхов в Непале)
На юге Индии его считают одним из девяти великих Натхов, на севере страны он также известен как основатель одной из ветвей (Пав-пантх) в Традиции Натхов. До своего ухода от мира был правителем г. Хастинапура в северо-западной Индии.

Существуют разные легенды о Джаландхарнатхе. В одной говорится, что он появился из жертвенного огня, поэтому его называют Джвалендранатх. Когда-то король по имени Брихадвар выполнял Сомаяджну в Хастинапуре. В огонь этой яджны вошел Антарикша Нараяна, и после завершения яджны на ее месте был обнаружен ребенок. Этот ребенок и был Джаландхарнатхом.

Брахманы и мастера Вед были созваны со всех регионов, торжественная церемония продолжалась целый год. В огонь этой яджны вошел Антарикша Нараяна, и во время удаления пепла с алтаря был найден священный необыкновенно красивый ребенок. Удивленный брамин отдал его королю.

Ребенок взрослел, получил хорошее образование, но когда король задумал его женить, тот не имел ни малейшего представления о браке. Он спросил свою мать о том, как живут "жены", на что та ответила: "В точности как я!” Ответ его не удовлетворил, узнав от слуг о том, что собой представляет брак, он убежал. Никто не знал где его искать.

“Человек, рожденный таким божественным образом, не боится ничего. Не волнуйся!” – успокаивали короля министры.

Тем временем Джаландхар достиг густого леса и устроился отдохнуть. Пока он спал по всей долине распространился сильный пожар. Животные разбегались в разные стороны, сгоревшие деревья падали, небо было затянуто дымом. Джаландхар спал в окружении огня. Но когда Бог Агни достиг его, то признал в нем своего сына, принял человеческий облик и разбудил его, остановив пламя. Джаландхар спросил: "Кто ты?” Бог Агни ответил: “Я – Агни, твоя мать и твой отец”.

Агни привел его к Даттатрее: "Это дитя, которое я проявил как тонкое свечение (тонкий свет) и воплощение Антарикша Риши. Все люди женятся, но он не хочет. Поэтому я привел его к вам для обучения Атмавидье". Даттагуру спросил Джаландхара: "Готов ли ты остаться со мной на двенадцать лет? Я дам тебе все необходимые знания". Джаландхар согласился и остался.

Даттатрея постоянно общался с Джаланхаром  – омовение на рассвете в реке Ганге, сбор милостыни, трапеза и отдых в Махургаде (считается местом рождения Даттатреи) были их обычными ежедневными делами. Двенадцать лет спустя, когда он получил все знания, Даттатрея взял его с собой, чтобы совершить поклонение всем Богам. Те даровали ему различные блага и после еще 12 лет аскетизма он стал мудрым и опытным йогином, Джаландхарнатхом.


В Бенгалии он известен под другим именем  – Хадипа. Легенда гласит, что он был брахманом по роду и царем Хастинапура, потом стал Натха Йоги, совершая тапасью. Ему явилась Шакти Шивы, которую он возжелал как женщину, и сразу же за такое оскорбление был проклят, превращен в обычного чернорабочего «хади». Пробыв слугою и искупив тем самым свою ошибку, он вновь стал великим адептом. 

Гопичандра и Бхартрихари.png
Изображение Гопичандра и Бхартрихари. Мандир натхов в Варанаси


Есть еще одна, менее известная история о том, как Хадипа появился из кости (хадди) Адинатха — поэтому считается, что он был прямым учеником Адинатха. Хадипа был слугой царицы Маяномати — которая у натхов считается одной из известных женщин йогинь, наряду с такими как Джвала Маи, Вимала Маи, Хингала Маи и другие. Джаландхарипа был ее слугой, а позже стал Гуру ее сына Гопичанды. Маяномати, к тому же, была сестрой известного основателя одного из Натха-пантхов — Бхартрихаринатха. У Бхартрихари было два Гуру, один — Горакшанатх, а второй — никто иной, как сам Джаландхарнатх.

Узнав о том, как Джаландхаранатх, пленившись Шакти как женщиной, попал в сети Махамайи, Бхартрихари обратился к Горакшанатху с просьбой ввести в Натха Сампрадае систему "экзаменов", дабы натхи-тантрики проверялись на подлинность отречения. Горакшанатх счел эту идею разумной. Бхартрихари спросил: "Что будет являться символом, по которому каждый из натхов может сразу определить, к какой категории относится тот или иной садху?" Горакшанатх решил, что эта категория должна носить один из атрибутов, который есть у него самого и у Матсьендранатха; этим атрибутом стали кундалы. Так Бхартрихари распространил традицию прорезания ушей и ношения кундал. 


Легенда о том, как королева Маинавати стала ученицей Джаландхарнатха

Великий йогин Джаландхарнатх жил на деньги, которые зарабатывал переноской тюков сена из деревни в деревню. Он никогда не показывал присущие ему сверхъестественные способности, но Агни, отец Джаландхара, попросил Вайю подвешивать тюки в воздухе над его головой, чтобы облегчить работу сына. Тогда люди в деревне заметили, что это не простой человек, а великий йогин. Однако, несмотря на их попытки его поддержать, Джаландхар продолжал жить в грязном месте за пределами деревни.

Как-то раз он шел по городу Хелапаттан с неизменным тюком сена, парящим над головой. Королева этого города, Маинавати (मैनावती, maināvatī), заметила необычного человека и была поражена видом йогина – сияющий, спокойный и свободный от желаний. Она подозвала свою главную служанку и попросила узнать о нем побольше. Выяснилось, что он живет в заброшенном месте, в очень плохих условиях. 

Маинавати.jpg

Этой же ночью королева вместе со служанкой направились туда, предусмотрительно сменив одеяние и прикрыв лицо, чтобы их не узнали. Придя, они поклонились, предложили пищу и фрукты. Но Джаландхар не хотел никакого лишнего внимания – он стал бросать в них большие камни и даже не взглянул на принесенные угощения. Обе женщины выдержали его метание камней и сидели непреклонно. Джаландхар увидел их выдержку и спросил: “Кто вы? Зачем вы пришли сюда в такой поздний час? Зачем вы пришли к такому дураку, как я?” 

Маинавати представилась и с жаром взмолилась: “У меня нет никакого интереса к жизни. Я хочу достичь мокши, освобождения от уз мирского существования!" На что Джаландхар ответил: "Ты – королева-мать, будет огромным позором для тебя и короля, если кто-то увидит вас здесь в такой час. Пожалуйста, вернитесь!" 

Но Маинавати была непреклонна: "Я сейчас уйду, но буду приходить сюда каждую ночь, пожалуйста, позвольте мне помогать вам”. Так Маинавати продолжала ходить туда каждую ночь вместе со своей служанкой. Она стала ему чутко служить, как любящая мать, и эта привязанность вскоре превратилась в преданность. Шли дни, и Джаландхар подумал: "Эта пожилая женщина действительно может следовать пути отречения, прошло уже полгода, а она все еще не устала и не утратила интерес. Но прежде чем передать Гуру-мантру, я должен проверить ее решимость".

Джаландхар притворился, что спит у нее на коленях, и создал призрачную черную пчелу, которая начала впиваться в колени Маинавати. Кровь сочилась из колен, но она терпела боль, сохраняя молчание и полную неподвижность, чтобы не разбудить его. Некоторое время спустя Джаландхар притворился, что проснулся, и своей милостью исцелил рану. После испытания он передал ей йога-дикшу и мантру, в результате чего Маинавати получила реализацию единства Атмана и Брахмана и вошла в самадхи. Но Джаландхар через некоторое время вернул ее в сознание, она стала его ученицей, отрешенным садху.