Джаландхарнатх

Джаландхарнатх.png
Изображение Джаландхарнатха (мандир натхов в Непале)
На юге Индии его считают одним из девяти великих Натхов, на севере страны он также известен как основатель одной из ветвей (Пав-пантх) в Традиции Натхов. До своего ухода от мира был правителем г. Хастинапура в северо-западной Индии.

Существуют разные легенды о Джаландхарнатхе. В одной говорится, что он появился из жертвенного огня, поэтому его называют Джвалендранатх. Когда-то король по имени Брихадвар выполнял Сомаяджну в Хастинапуре. В огонь этой яджны вошел Антарикша Нараяна, и после завершения яджны на ее месте был обнаружен ребенок. Этот ребенок и был Джаландхарнатхом.

Брахманы и мастера Вед были созваны со всех регионов, торжественная церемония продолжалась целый год. В огонь этой яджны вошел Антарикша Нараяна, и во время удаления пепла с алтаря был найден священный необыкновенно красивый ребенок. Удивленный брамин отдал его королю.

Ребенок взрослел, получил хорошее образование, но когда король задумал его женить, тот не имел ни малейшего представления о браке. Он спросил свою мать о том, как живут "жены", на что та ответила: "В точности как я!” Ответ его не удовлетворил, узнав от слуг о том, что собой представляет брак, он убежал. Никто не знал где его искать.

“Человек, рожденный таким божественным образом, не боится ничего. Не волнуйся!” – успокаивали короля министры.

Тем временем Джаландхар достиг густого леса и устроился отдохнуть. Пока он спал по всей долине распространился сильный пожар. Животные разбегались в разные стороны, сгоревшие деревья падали, небо было затянуто дымом. Джаландхар спал в окружении огня. Но когда Бог Агни достиг его, то признал в нем своего сына, принял человеческий облик и разбудил его, остановив пламя. Джаландхар спросил: "Кто ты?” Бог Агни ответил: “Я – Агни, твоя мать и твой отец”.

Агни привел его к Даттатрее: "Это дитя, которое я проявил как тонкое свечение (тонкий свет) и воплощение Антарикша Риши. Все люди женятся, но он не хочет. Поэтому я привел его к вам для обучения Атмавидье". Даттагуру спросил Джаландхара: "Готов ли ты остаться со мной на двенадцать лет? Я дам тебе все необходимые знания". Джаландхар согласился и остался.

Даттатрея постоянно общался с Джаланхаром  – омовение на рассвете в реке Ганге, сбор милостыни, трапеза и отдых в Махургаде (считается местом рождения Даттатреи) были их обычными ежедневными делами. Двенадцать лет спустя, когда он получил все знания, Даттатрея взял его с собой, чтобы совершить поклонение всем Богам. Те даровали ему различные блага и после еще 12 лет аскетизма он стал мудрым и опытным йогином, Джаландхарнатхом.


В Бенгалии он известен под другим именем  – Хадипа. Легенда гласит, что он был брахманом по роду и царем Хастинапура, потом стал Натха Йоги, совершая тапасью. Ему явилась Шакти Шивы, которую он возжелал как женщину, и сразу же за такое оскорбление был проклят, превращен в обычного чернорабочего «хади». Пробыв слугою и искупив тем самым свою ошибку, он вновь стал великим адептом. 

Гопичандра и Бхартрихари.png
Изображение Гопичандра и Бхартрихари. Мандир натхов в Варанаси


Есть еще одна, менее известная история о том, как Хадипа появился из кости (хадди) Адинатха — поэтому считается, что он был прямым учеником Адинатха. Хадипа был слугой царицы Маяномати — которая у натхов считается одной из известных женщин йогинь, наряду с такими как Джвала Маи, Вимала Маи, Хингала Маи и другие. Джаландхарипа был ее слугой, а позже стал Гуру ее сына Гопичанды. Маяномати, к тому же, была сестрой известного основателя одного из Натха-пантхов — Бхартрихаринатха. У Бхартрихари было два Гуру, один — Горакшанатх, а второй — никто иной, как сам Джаландхарнатх.

Узнав о том, как Джаландхаранатх, пленившись Шакти как женщиной, попал в сети Махамайи, Бхартрихари обратился к Горакшанатху с просьбой ввести в Натха Сампрадае систему "экзаменов", дабы натхи-тантрики проверялись на подлинность отречения. Горакшанатх счел эту идею разумной. Бхартрихари спросил: "Что будет являться символом, по которому каждый из натхов может сразу определить, к какой категории относится тот или иной садху?" Горакшанатх решил, что эта категория должна носить один из атрибутов, который есть у него самого и у Матсьендранатха; этим атрибутом стали кундалы. Так Бхартрихари распространил традицию прорезания ушей и ношения кундал.